Новости

Все новости
Главная > Статьи > Автомобили > Как не допустить аварий?

Как не допустить аварий?

Безопасную эксплуатацию транспортного средства гарантирует соответствие определенным правилам при условии выполнения требований технического обслуживания. На вопросы журнала "Рейс" отвечает представитель Минского автомобильного завода

Кто виноват и что делать?

Николай Лакотко,

заместитель главного конструктора МАЗ, г. Минск

— При каких обстоятельствах может произойти ДТП, как с самосвалом Shaanxi под Челябинском? Какую работу необходимо проводить АТП для недопущения подобных аварий? Какую работу ведут конструкторы автозаводов по тормозной тематике? Ведь по большому счету у инженеров Минского автозавода огромный опыт в разработке тормозных систем. МАЗ‑200 был первым массовым тяжелым грузовиком в СССР, и на нем применялся именно пневмопривод тормозов.

— Для оценки причин дорожно-транспортного происшествия с участием грузового автомобиля-самосвала необходимо проанализировать данный случай с нескольких позиций: с технической, с точки зрения правильности действий водителя, а также факторов, повлиявших на конкретное ДТП. И по результатам анализа предусмотреть меры по недопущению подобных случаев в будущем.

Что касается технических аспектов. Для эксплуатации грузового автомобиля по дорогам общего пользования правилами ЕЭК № 13-11 (Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств категорий N и О в отношении торможения), а также правилами ТР ТС 018/2011 (Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств») предусмотрено выполнение ряда обязательных требований к тормозной системе автомобиля. Соответствие этим правилам гарантирует безопасную эксплуатацию транспортного средства, но при условии выполнения требований технического обслуживания, а также предписанных производителем правил эксплуатации данного транспортного средства и соблюдения правил дорожного движения. В соответствии с правилами ЕЭК № 13-11 грузовики категории N3 оснащаются двухконтурной тормозной системой с раздельными контурами передних и задних колес. В случае нарушения герметичности одного из контуров рабочей тормозной системы или частичной неисправности привода, должна обеспечиваться тормозная эффективность рабочей тормозной системы, чтобы длина тормозного пути и средняя величина предельного замедления не превышала регламентных значений. При обрыве тормозной трубки, идущей от компрессора, или поломки самого компрессора, на автомобиле должен обеспечиваться достаточный объем сжатого воздуха в тормозных ресиверах, чтобы после восьмикратного (обратите внимание, восьмикратного!) приведения в действие рабочего тормоза в условиях, предписанных Правилами ООН № 13-11, при девятом нажатии педали тормоза, транспортное средство можно было остановить с эффективностью, предписанной для аварийного торможения. То есть этот пункт связан с объемом воздушных ресиверов. В случае падения давления сжатого воздуха в пневмосистеме машины, в контуре стояночной тормозной системы (ниже 5 бар, в зависимости от модели автомобиля), должно происходить срабатывание энергоаккумуляторов стояночной тормозной системы, которые должны осуществить остановку движущегося автомобиля с обеспечением регламентируемого тормозного пути и средней величины предельного замедления.

— Как вы можете прокомментировать действия водителя самосвала в ДТП под Челябинском?

— Если рассматривать этот трагичный случай с точки зрения правильности действий водителя, то, опираясь лишь на видеозапись, можно предположить, что он полностью потерял контроль за дорожной обстановкой. Причинами этого могло быть внезапное ухудшение состояния здоровья, или он просто заснул. Такое предположение можно сделать, исходя из траектории движения автомобиля, так как ни до столкновения с впереди стоящим легковым автомобилем «Лада-Гранта», ни после него не осуществляется торможение. Это видно по тому, что отсутствует «клевок » вперед, когда происходит перераспределение массы самосвала на переднюю ось. По поводу того, что грузовик остался без воздуха: в грузовых автомобилях с пневматической системой тормозов обязательно есть предупреждающий указатель-манометр, показания которого водитель обязан отслеживать. Помимо указания давления в контурах тормозной системы, световой индикатор красного цвета подает и визуальный сигнал, предупреждающий о том, что запас воздуха, содержащийся в любой части тормозной системы, упал до критического уровня. И в дальнейшем, без наполнения сжатым воздухом ресиверов, не гарантируется требуемая тормозная эффективность. Но при этом, повторим, шофер может восемь раз задействовать тормозную систему.

Для повышения эффективности торможения водитель должен использовать и износостойкую тормозную систему, которой оснащаются автомобили категории N3. Это газодинамический тормоз — здесь возможны варианты применения дополнительного моторного тормоза типа Constantdrossel или JakeBrake, а также сочетания компрессионного тормоза и регулятора давления выхлопа. Кроме того, некоторые автомобили оснащаются трансмиссионными замедлителями-ретардерами, применение которых также является эффективным способом торможения автомобиля или автопоезда.

— Как можно предотвратить подобные ДТП?

— Необходим жесткий контроль за техническим состоянием автомобиля, проведение технического обслуживания в регламентируемые сроки и в объеме, указанном заводом-изготовителем. Должна быть предусмотрена возможность простой визуальной оценки степени износа накладок рабочих тормозов. Обязательно без снятия колес, через соответствующие смотровые отверстия или лючки снаружи или снизу автомобиля. Обычно это происходит в сервисном центре с использованием стандартных инструментов или стандартного оборудования для осмотра тормозной системы автомобиля. Важен и контроль времени наполнения тормозной системы воздухом, падения давления в тормозном приводе, то есть контроль утечек воздуха из системы. Это элементарные диагностические операции, доступные и водителю при ежедневном техническом обслуживании. Нельзя забывать о контроле технического состояния автомобиля перед рейсом и по возвращению с линии. В автотранспортном предприятии должна работать служба ОТК.

В современном автомобиле много электронных систем, которые также повышают безопасность движения. При установке электронноуправляемых тормозных систем снижается время срабатывания тормозного привода, но при их отказе эффективность торможения сохраняется. Это достигается дублированим электронной системы управления тормозами пневматической системой автомобиля. Эффективно использование активных систем безопасности, таких как электронная система экстренного торможения, адаптивный круиз-контроль и система контроля за выходом из полосы. На грузовики МАЗ мы устанавливаем и износостойкие тормозные системы, например, ретардер или интардер, которые позволяют эффективно останавливать автомобиль или автопоезд как на уклонах, так и замедляться на прямых участках дорог. При этом снижается износ тормозных колодок.

Важная составляющая обеспечения безопасности движения — применение систем контроля состояния (бодрствования) водителя, то есть система «антисон «. В этом же направлении действуют и требования по ограничению безостановочной работы водителя, соблюдение режима труда и отдыха. У шофера должен быть обязательный получасовой отдых после 4-часового движения, при 8-часовой рабочей смене. Здесь помогает даже элементарный тахограф. Также важно снижать утомляемость водителя за счет обеспечения комфортных условий труда. Это вполне достижимо при подборе оптимальных опций для приобретаемого грузовика: комфортные сидения, кондиционер, независимый жидкостный подогреватель двигателя и кабины, использование автоматической коробки передач. Минский автозавод активно работает и в этом направлении.

И, конечно же, необходимо повышать водительское мастерство. Не только с целью снижения эксплуатационных издержек и уменьшения расхода топлива, но и для повышения качества безаварийного и контраварийного управления грузовиком.

Предыдущие материалы по теме:

Часть I

Часть II

Часть III

Часть IV

Часть V

Часть VI

Часть VII

Комментировать





Поделиться