Главная > Статьи > Автомобили > Безопасность на дорогах. Кто виноват в ДТП? Часть VI

Безопасность на дорогах. Кто виноват в ДТП? Часть VI

В чем причины серьезных аварий, происходящих с грузовиками и автобусами в России? В прошлом номере журнала мы проанализировали несколько таких ДТП. В данной публикации приводим мнения широкого круга специалистов

Минский завод колесных тягачей

 

Глеб Леонович,

начальник бюро тормозных систем МЗКТ, г. Минск

Расскажите про дублирование в современной тормозной системе тяжелого грузовика.

  Тормозная система современного автомобиля играет существенную роль в обеспечении безопасности движения и подчиняется требованиям ряда нормативных документов: Правила № 13 ООН, ГОСТ 31302, ГОСТ 4364 и др. Транспортные средства производства Минского завода колесных тягачей предназначены для эксплуатации по всем видам дорог. Тормозная система таких транспортных средств должна выполнять следующие функции:

  — рабочая тормозная система уменьшает скорость транспортного средства и останавливает его с необходимой эффективностью. Выполнена в виде двух независимых контуров, включает в себя ресиверы, двухсекционный тормозной кран, ускорительный клапан с тормозными камерами (для пневматической тормозной системы) или главный тормозной цилиндр с колесными тормозными цилиндрами (для пневмогидравлической тормозной системы).

  — запасная тормозная система уменьшает скорость транспортного средства и останавливает его при отказе рабочей тормозной системы. В качестве запасной используется исправный контур рабочей тормозной системы.

  — стояночная тормозная система удерживает транспортное средство в неподвижном состоянии на стоянке, а также на подъеме или спуске. Включает в себя отдельный ресивер, кран стояночного тормоза, ускорительный клапан, пружинные энергоаккумуляторы.

  — вспомогательная тормозная система уменьшает энергонагруженность тормозных механизмов рабочей тормозной системы. Моторный замедлитель с пневматическим управлением заслонки, установленной в выпускном тракте двигателя, и отключением подачи топлива и (или) электродинамический тормоз-замедлитель (ретардер).

У тягачей МЗКТ самое большое среди грузовиков, выпускаемых автозаводами бывшего СССР, количество мостов (до восьми) и максимально возможная колесная формула 16х16. Они перевозят самые «тяжелые» грузы, как по массе, так и по степени возможных последствий в случае ДТП. Какие системы безопасности применяются в тормозах тягачей МЗКТ?

  В тормозных системах тягачей используются два независимых контура (п. 5.2.1.2.7.2 Правила № 13 ООН). В целях повышения безопасности на некоторых моделях военной техники установлен кран дополнительного тормоза (давление сжатого воздуха от другого ресивера воздействует на главный тормозной цилиндр рабочей тормозной системы), кран аварийного растормаживания, который используется при невозможности растормозить стояночную систему краном стояночного тормоза.

Какая доля тормозного момента создается при аварийном торможении стояночным тормозом у седельного тягача и автопоезда? У самосвала 4х2, 6х4, 8х4?

  Согласно ГОСТ 31302 допускается использование стояночной тормозной системы в качестве запасной с обеспечением определенной эффективности торможения (ускорения замедления) в зависимости от полной массы транспортного средства.

Как сказывается на работе тормозной системы современного грузовика обрыв разжимного кулака, поломка трещотки? Что будет, если лопнул тормозной барабан или диск? Быть может, есть смысл ставить на вторую управляемую ось автомобилей с колесной формулой 8х4 еще пару энергоаккумуляторов? Японцы ставят их на заднюю и переднюю оси Hino 7006х4.

  Во время движения внезапная неисправность или разрушение какого-либо элемента исполнительного тормозного механизма (разжимной кулак, тормозной барабан и т. п.) приведет к большим проблемам с управляемостью. Эффективность тормозной системы будет пропорциональна оставшемуся количеству исправных тормозных механизмов. Количество энергоаккумуляторов рассчитывается, прежде всего, для обеспечения эффективности стояночной тормозной системы. Не всегда из компоновочных соображений и с целью сохранения маневренности транспортного средства есть возможность устанавливать энергоаккумуляторы на управляемую ось.

  При обрыве воздушного трубопровода компрессора срабатывает специальный пневмоаппарат – ​четырехконтурный защитный клапан, который должен предотвратить падение давления ниже заданной величины во всех контурах. Пружинные энергоаккумуляторы вступают в работу при выпуске сжатого воздуха из тормозных пневмокамер, то есть с помощью крана стояночного тормоза или при разгерметизации контура. Специально для сотрудников технической службы АТП и сервисных центров обращаем внимание на их высокую ответственность за техническое состояние транспортных средств. Недопустима эксплуатация автомобилей с неисправной тормозной системой!

Часть I
Часть II
Часть III
Часть IV

Часть V

 

 

Комментировать





Поделиться