КАМАЗ Компас – первая пятерка
В разных весовых категориях
«Компас» не станет калькой JAC N25/N35, хотя частично будет использоваться шасси от N35. То есть конструктивно наиболее близкими к легкому «Компасу» будут грузовики Hyundai HD35 и HINO 300 полной массой 3,5 тонны. Пока самый легкий ныне «Компас» планируют «оцифровать» пятеркой. Потом идет «Компас 6» полной массой 5600 кг – практически полная копия «Компас 5».
Следующая модель «Компас 9», сертифицированный на полную массу 7,99 тонны. Как говорят на заводе, для некоторых клиентов интересен вариант именно с такой массой. Потом идет более тяжелая версия «Компас 10» с полной массой 9,5 тонны, и уже затем – самый тяжелый «Компас 12» с заветным числом 11 990 кг. Итого пять моделей.
Однако в НТЦ работают еще над одной машиной. Прототипы «Компас 3» будут готовы в этом году, а запуск в производство намечен на конец 2023 года. Это будет облегченный по сравнению с «Компас 5» автомобиль с грузоподъемностью около 1500 кг и снаряженной массой ближе к двум тоннам. Вот здесь как раз и будет передняя независимая подвеска, а кроме дизельного двигателя еще и Отто-мотор, с искровым зажиганием, битопливный, работающий на пропане или бензине.
Понятно, что разница между машинами полной массой 3,5 и 12 тонн огромная. Это все равно, что сравнивать «ГАЗель» и ЗИЛ‑130/ЗИЛ‑4331. Поэтому здесь как бы три варианта «ходовки» с разными мостами, разной подвеской, разными тормозами и разными ступицами (на 5, 6 или 8 шпилек), шины с посадочным диаметром на 16; 17,5 и 19,5 дюйма. В Китае на 12-тонный грузовик кроме 19,5-дюймовых ставят шины на 20 и на 22,5 дюйма.
Сваривают роботы, а не человек
У кабины два варианта ширины. Узкая, с внешней шириной 1725 мм и широкая – 1995 мм. Кроме короткой дневной кабины будет и полуторная на основе широкой. У нее задняя стенка сдвинута назад, окна размещены в боковых панелях, за дверьми кабины. Особой роскоши в размещении на спальной полке размером 1740х400 мм добиться сложно, но это лучше чем вообще без нее.
Узкую кабину устанавливают на «Компас 5» и «Компас 6», широкую – начиная с «Компас 9». Напомним, что ширина классической «камазовской» кабины, а также кабины Mercedes-Benz Axor, на основе которой сделана кабина КАМАЗ‑5490, имеют ширину 2300 мм.
Как говорят специалисты JAC Motors RUS, сегодня заводы JAC являются современными высокотехнологичными предприятиями, входящими в пятерку крупнейших китайских автопроизводителей. Кабины сваривают роботы, окраска тоже полностью автоматизирована, есть катафорезное грунтование с полным погружением в череду ванн. Катафорез и электроосаждение грунта существенно повышают коррозионную стойкость. Кроме того, в производстве кабины применяют стойкие к коррозии панели из оцинкованной стали.
Важнейшее отличие среднетоннажных грузовиков JAC Motors, а, стало быть, и «КАМАЗ-Компас» от «японцев» и корейского Hyundai HD78/ Hyundai Mighty – пневматический привод тормозов. Исполнение самих тормозных механизмов по моделям «Компасов», конечно, отличается. Но главное, на них есть эффективные пружинные энергоаккумуляторы на ведущих осях. Автомобили обладают надежным стояночным и аварийным тормозом. Применяемая пневмоаппаратура – Wabco.
Свое и чужое
Сейчас сборка «Компасов» идет на отдельном компактном конвейере, в день выпускают по 2-3 грузовика. Сборка крупноузловая, из машинокомплектов, поступающих из Китая. Напомним, с «отверточной» сборки когда-то начинался и выпуск седельных тягачей КАМАЗ‑5490 поколения К4. Но уже сейчас многое на «Компас 9» и «Компас 12» имеет российское происхождение. Это нижнекамские шины, выпускаемые под маркой Continental, и колесные диски, топливные баки и АКБ, радиаторы и фильтры, кардан и все технические жидкости.
В ближайших планах наладить производство рам. Будут использовать лонжероны постоянного сечения, так проще выпускать рамы любой длины, с различными вариантами колесной базы. Нет сомнений, что быстро станут российскими рессоры и прочие элементы подвески. Сложнее будет локализовать передние и ведущие мосты, но постепенно освоят ступицы, цапфы, и, видимо, в последнюю очередь, балки и редукторы.
В кабине уже используют отечественные компоненты экстерьера: пластиковый фасад, бамперы, подножки, крылья. Обязательно будет российской и вся светотехника, а также прочие детали, придающие индивидуальность новой «камазовской» кабине. Сварку, судя по всему, освоят по отлаженной на КАМАЗ‑5490 схеме – первоначально с использованием привезенных из Китая крупных подсобранных панелей. Это пол, крыша, фасад и задняя стенка, две боковых панели, двери. Потом у JAC Motors будут россыпью закупать всю «штамповку» и полностью сваривать кабину. На это нужны время и деньги – года 3-4 при успешной реализации выпущенных автомобилей. Сварка и окраска будет осуществляться на мощностях прессово-рамного завода, где сейчас делают классические кабины и кабины КАМАЗ-5490.
Уже сейчас занимаются и локализацией деталей интерьера. Проще всего с креслами. В соседней Елабуге предприятие ТИС выпускает лицензионные кресла Grammer, в Набережных Челнах сиденья делает компания РИАТ. Возможно, сиденья будут делать в Ульяновске. Локализация двигателей и коробок передач станет экономически целесообразной и актуальной при продажах «Компасов» на уровне 5-10 тысяч машин в год. Нет сомнений, что у «КАМАЗа» получится освоить производство новых грузовиков.
Еще про «Компас»:
Сильные стороны проекта «Компас»
Официально поставляемые на российский рынок прицепы бренда KAILE аналогичны по техническим характеристикам и комплектации популярным моделям европейских брендов.
Журнал «Рейс» и компания «БетонТехСтрой» начали совместный проект по оценке качества и ресурса моторного масла LUBRIGARD FLEETMAX PRO CNG LA 10W‑40, предназначенного для автомобильной и специальной техники, работающих на газовом топливе
Группа компаний «GROSS», основываясь на длительном опыте взаимодействия с крупными логистическими компаниями, прицельно развивает направление продаж шторных полуприцепов.