Курс выбран: изучаем в подробностях новый КАМАЗ Компас
Расширение номенклатуры или война автозаводов?
Во времена Советского Союза все автозаводы страны работали в строгом соответствии с назначенным правительством сегментом рынка. Молодой тогда Камский автозавод должен был выпускать большегрузные трехосные автомобили, грузоподъемностью от 8 тонн для «одиночек» и до 20 тонн в составе автопоезда. То есть за счет третьей оси машины получались с большей грузоподъемностью, чем ЗИЛы, однако проигрывали в тоннаже МАЗам. Модернизировать грузовики, несколько увеличивая мощность моторов и грузоподъемность, вполне допускалось, но «перепрыгивать на соседнюю грядку» – ни в коем случае!
Автомобили выпускали огромными тиражами, но с минимальным количеством моделей и модификаций. Обычная нехватка денег на развитие и прогресс в отечественном автопроме дополнялась централизованным руководством Госплана СССР, Министерства автомобильной промышленности и даже отраслевым НИИ – московским НАМИ. С развалом Союза больше денег в автопроме не стало, зато свободы явно прибавилось (даже с избытком), и на первый план вышли свои, заводские экономисты, плановики, конструкторы и технологи.
Если сегодня присмотреться к деятельности любого автозавода на постсоветском пространстве в 90-е годы, то легко заметить – все пытались расширить номенклатуру выпускаемой продукции. Горьковский автозавод начал выпуск «ГАЗели», создав конкурента РАФу и УАЗу. Завод имени Лихачева освоил выпуск ЗИЛ-5301 «Бычок», стремясь потеснить на рынке нижегородские «ГАЗоны», и стал более серьезно заниматься трехосными ЗИЛами, конкурируя с КАМАЗом и МАЗом. Минский автозавод организовал выпуск автобусов и не свойственное себе производство пятитонных «среднетоннажников» МАЗ-4370. Камский автозавод тоже пытался наладить выпуск как более легких КАМАЗ-4307 и 4308, так и тяжелых грузовиков КАМАЗ-6520. Поэтому, когда сейчас специализированные российские издания пестрят заголовками типа «Челнинский «Компас» – убийца «ГАЗели», есть смысл вспомнить, что «война» в российском автопроме идет уже минимум четверть века…
А в том, что Камский автозавод расширяет гамму своих грузовиков, нет ничего удивительного. Фактически, это обычная практика европейских автозаводов – выпускать и «среднетоннажники», и тяжелые грузовики, вплоть до «четырехосников» полной массой в 41 тонну.
С другими буквами
Первая информация о проекте «Компас» у журнала «Рейс» появилась летом 2019 года, когда во время нашей командировки в Набережные Челны о нем случайно проговорился один из сотрудников НТЦ «КАМАЗ». Мы поклялись, что до поры писать о «Компасе» не будем. И именно поэтому нам удалось выяснить некоторые детали. В частности, что планируется сборка «среднетоннажников» одной из китайских марок.
В начале декабря 2019-го гендиректор автозавода Сергей Когогин впервые рассказал о разработке нового грузовика. В конце июля 2021 года первый «живой» образец «Компаса» продемонстрировали в НТЦ завода Главе Республики Татарстан Рустаму Минниханову. В сентябре 2021 года состоялась премьера грузовиков «Компас 9» и «Компас 12» на выставке COMTRANS 2021. Но чуть раньше, в середине августа прошлого года, во время очередной командировки в Набережные Челны нам удалось не только увидеть первые «Компасы», но и прокатиться на одном из них по заводскому полигону, «помучить» вопросами инженеров НТЦ. Фото грузовика в камуфляже как раз оттуда. Машина оказалась полным аналогом «китайца», даже кнопка сигнала на руле и облицовка были еще с буквами JAC.
Против всех
Если предположить, что «ГАЗель» в Челнах будут «убивать» из огнестрельного оружия, то, скорее всего, придется использовать не винтовку, а дробовик. Дело в том, что проект «Компас» нацелен не на одну «ГАЗель», а на весь сегмент российского рынка «среднетоннажников», и действительно захватывает LCV полной массой 3,5 тонны. «Компас» – целое семейство грузовиков полной массой от 3,5 до 12 тонн, а это как минимум три абсолютно разных автомобиля. И «шарахнет» не только по «Группе ГАЗ» с ее «ГАЗелями», «ГАЗонами» и «Валдаем Next», но и по дружественному совместному предприятию «Даймлер КАМАЗ Рус», где кроме грузовиков Mercedes-Benz выпускают и японские Fuso Canter. Те самые, которые раньше собирали в Набережных Челнах как Mitsubishi Fuso Canter. Напомним, что в Татарстане собирают Canter в двух вариантах полной массы: 8,5 т – это можно сказать «тяжелый», шасси которого рассчитано на 6 тонн груза, и более легкий пятитонный полной массой 7,5 тонны.
Наверняка пострадают результаты продаж и у других «японцев»: ООО «Хино Моторс» с HINO 300 полной массой 8 тонн и 12-тонными HINO 500, а также производимых в Ульяновске компанией «Соллерс» Isuzu Elf. Не останется незамеченным появление «Компасов» и для корейской компании «Хендэ Трак энд Бас Рус», которая организовала сборку Hyundai HD 78/Mighty EX9 в Калининградской области.
Снять подозрения
Вот только произойдет это не сейчас и не завтра, и даже не в 2022 году. В прошедшем 2021-м в Челнах собрали около сотни первых «Компасов», в 2022 году запланировано выпустить примерно 800 автомобилей и постепенно довести выпуск «среднетоннажников» до 5 тысяч в год. Для сравнения: КАМАЗ-4308 с практически 12 тоннами полной массы в лучшие годы выпускали по 600-800 и даже по тысяче автомобилей в год. Для семейства «Компас» планируемый потолок – 15 тысяч грузовиков ежегодно. А это более трети российского рынка «среднетоннажников».
Если добавить 15 тысяч перспективных «Компасов» к изготавливаемым ныне в Челнах 40-45 тысячам грузовиков поколений К3, К4 и К5, то получаются очень даже весомые 60 тысяч автомобилей! И меньше всех пострадает «ГАЗель». Хотя бы потому, что в первую очередь в Челнах осваивают производство «тяжелых» версий новых грузовиков. И даже если из планируемых 15 тысяч «Компасов», со временем, 5000 автомобилей будет в сегменте LCV, то с объемами выпуска нижегородских «полуторок» это не идет ни в какое сравнение. Так что подозрения в организации «убийства» с «Компаса» можно снять.
Читайте также:
Сервисный контракт – это договор на регламентное техобслуживание автомобиля. Такую услугу предоставляет уполномоченный дистрибьютор грузовой техники SANY в России компания ODIN Group. Какую пользу получает владелец транспортного средства и как выполняет свои обязательства дилер?
Транспортная компания БСУ‑1 из города Тюмень проводит испытания шин Triangle модели TRD06. Делимся первыми результатами
Премьера грузовика КАМАЗ‑4555 «Атлант 50» состоялась на выставке MiningWorld Russia‑2024. Карьерный самосвал грузоподъемностью 50 тонн предназначен для перевозки скальной и смешанной породы. По этим параметрам новинка схожа с самосвалом-углевозом «Атлант 49», который пришел на смену европейским карьерным грузовикам