Нижегородский литейный завод – свой чугун для ГАЗа
«Литейка» с высоким интеллектом
У всех советских автозаводов обязательно была своя «литейка» и Горьковский автозавод не исключение. Все годы здесь постоянно шла модернизация: при переходе на новый модельный ряд или для повышения объемов выпуска автомобилей, для применения новых сплавов или для снижения себестоимости. При этом уже на семействе ГАЗ‑53/ГАЗ‑3307 двигатель был не с чугунным блоком, а с блоком из алюминиевого сплава. На Заволжском моторном заводе для них создали свое литейное производство. Пока у «газовских» моторов степень сжатия была под бензин А-76 и мощность около 100 «лошадей», вполне хватало прочности алюминиевых блоков. Выросло среднее эффективное давление в цилиндрах – потребовалось или менять конструкцию блока, или использовать более прочный материал для его изготовления. А порой кардинально меняют и то, и другое.
Еще только запускали в производство двигатель Evotech 2.7 вместо УМЗ‑4216, а инженеры ГАЗа уже понимали, что в перспективе целесообразно перейти на чугунный блок для этих моторов. Поэтому Нижегородский литейный завод во многом строили именно для литья блоков. На новом Evotech 3 объемом 3 литра как раз применяется чугунный, негильзованный блок цилиндров. Переход с алюминиевого блока с залитыми гильзами на чугунный – очень важное технологическое решение, которое повышает ресурс ульяновских моторов.
Вообще, у «газовской» «литейки» очень хорошая репутация. Еще с середины 2000-х годов из Нижнего Новгорода везли в Минск отливки блоков ММЗ Д‑240 и Д‑245. Считалось, что блоки производства ГАЗ более качественные, чем изготовленные на Минском тракторном заводе. Поставляемые затем в Россию минские моторы Д‑245 как раз шли с российскими блоками. Мало кто знает, что с Горьковского автозавода в Заволжье поставляют и отливки блоков ЗМЗ‑406/405/409. Кроме того, именно ГАЗ освоил производство блоков цилиндров и головок для «средних» ярославских дизелей семейства ЯМЗ‑534/536. Обратите внимание, отливки блоков для четырех совершенно разных семейств двигателей! Все это подтверждает высокое качество нижегородского литья!
Из другой лиги
Между тем, литье блока или головки – крайне сложный технологический процесс, совершенно не сопоставимый с литьем заготовок для ступиц, маховиков, тормозных барабанов и дисков, корпусов коробок и редукторов. В блоке много особых приливов под сверление водяных и масляных каналов, повышенные требования к твердости чугуна и при этом, к его обрабатываемости. А еще важно максимально уменьшить вероятность возникновения пор в отливке. Если считать, что последними массовыми серийными чугунными блоками на Горьковском автозаводе были блоки ГАЗ-51, то нынешние блоки по качеству просто из другой лиги.
Для каждой литой детали применяется свой особый чугун, с определенными свойствами. Для головки блока цилиндров – высокопрочный чугун с вермикулярным графитом. Такой графит подобен кораллу или шарику из накрученного спагетти. Эти микроскопические «кораллы» работают в чугуне, как арматура в бетоне. В результате повышается марка чугуна, увеличивается сопротивление на разрыв и предел текучести.
На старом литейном производстве ГАЗа при работе с чугуном преимущественно использовали непрерывную ваграночную плавку. Вагранка – плавильная печь, где топливом служит уголь или природный газ. На новом производстве применяют электрические индукционные печи. Они экономичны и экологичны, с ними легче добиться стабильности состава чугуна, обеспечить строгое соответствие требуемым характеристикам. Индукционную плавку можно остановить, скорректировать состав чугуна, добавить легирующие компоненты. Кроме того, здесь нет разливочного ковша. Расплавленный чугун идет в заливочное устройство, разливка по формам автоматическая, с компьютерным управлением. Литье идет «в землю». Но на самом деле это не земля, а специальная формовочная смесь, состав которой задает компьютер.
Процесс формовки также автоматизирован. Форма для отливки блока состоит из двух частей, верхней и нижней. При прессовании формы есть возможность оказывать различное давление на каждую ее часть, как на внутреннюю сторону, так и на внешнюю. Смесь уплотняется так, как надо, что обеспечивает получение качественного отпечатка очень сложной формы. Автоматизированная формовочная линия длиной 130 метров уникальна по возможностям и при этом имеет высокую производительность. Формовка и заливка одной опоки занимает всего минуту! Линия способна безостановочно работать в три смены, обеспечивая высокое качество литья.
На новом заводе установлены высокоэффективные системы фильтрации воздуха и очистки промышленных выбросов, которые обеспечивают максимальную защиту окружающей среды. На предприятии создан центр проектирования и изготовления широкой гаммы литейной оснастки для заготовок из чугуна, а это значит, что станет проще воплощать в металле идеи конструкторов моторов.
Другие материалы по теме:
Сервисный контракт – это договор на регламентное техобслуживание автомобиля. Такую услугу предоставляет уполномоченный дистрибьютор грузовой техники SANY в России компания ODIN Group. Какую пользу получает владелец транспортного средства и как выполняет свои обязательства дилер?
Транспортная компания БСУ‑1 из города Тюмень проводит испытания шин Triangle модели TRD06. Делимся первыми результатами
Премьера грузовика КАМАЗ‑4555 «Атлант 50» состоялась на выставке MiningWorld Russia‑2024. Карьерный самосвал грузоподъемностью 50 тонн предназначен для перевозки скальной и смешанной породы. По этим параметрам новинка схожа с самосвалом-углевозом «Атлант 49», который пришел на смену европейским карьерным грузовикам