Горьковский автомобильный завод – линия независимости и пластик собственного производства
Эстафета поколений
В 2013 году автозавод начал выпуск легких коммерческих автомобилей семейства Next. Первыми стали бортовые автомобили, потом к ним присоединились фургоны и микроавтобусы. В 2014 году начался переход на новое поколение и нижегородских «среднетоннажников»: первыми появились «ГАЗоны Next», затем, в 2019-м – внедорожные «Садко Next» 4х4. А уже в 2021 году начался выпуск следующего поколения LCV – «ГАЗели NN».
Полное обновление продуктовой линейки потребовало технического перевооружения производства – потребность в новых, современных, высокотехнологичных разработках очень высока. Про многие изменения на заводе мы писали ранее. Теперь расскажем про цех пластмасс.
Пластик вместо дерева
Если где-то в музее увидите легковой ГАЗ-А или «полуторку» ГАЗ-АА, попробуйте найти пластмассовые детали на этих автомобилях. Но знайте, это будет непросто. В ту пору, 90 лет назад, преобладали чугун, сталь, резина и дерево. Из пластика делали всего с дюжину деталей. Главное – руль, но и он со стальным каркасом, текстолитовый упор подвижного контакта батарейной системы зажигания, крышка трамблера, ну и еще разные диэлектрики в электрооборудовании. На послевоенной «Победе» желтую пластмассу (под слоновую кость) уже активно использовали в отделке панели приборов. Однако даже внутренняя окантовка лобового стекла была стальная, окрашенная с имитацией фактуры ценных пород дерева.
В современных автомобилях пластиковые элементы применяют значительно чаще и их номенклатура шире. Сейчас невозможно подсчитать количество различных пластмассовых деталей на той же «ГАЗели NN». Пластмасса позволяет уменьшить снаряженную массу автомобиля, повысить его грузоподъемность и снизить расхода топлива. Трудоемкость изготовления деталей из металла в 4-5 раз больше, чем из пластика. Он не боится коррозии, из него легче создавать детали с новыми формами. Сомневающимся в прочности напомним, что из пластика делают армейские каски и бронежилеты…
Уже давно не только пластиковый интерьер, но и композитное оперение кузова или кабины – мировой тренд. Мы знаем о «пластмассовых» болидах Lamborghini, о практичных Renault Espace, созданных с помощью аэрокосмических технологий, о футуристическом Pontiac Transport, о «носатых» американских тягачах с интегральными капотами… Первое серийное применение пластмассовых крыльев в России – именно на Горьковском автозаводе, на «ГАЗели Next». Крылья дополнили традиционный для «ГАЗели» пластмассовый бампер, облицовку радиатора. Такой фасад не боится небольших ударов и не подвержен коррозии.
Смогут ли «ГАЗели» летать?
Раньше пластиковые детали ГАЗ закупал на стороне. Это порождало зависимость от сторонних поставщиков и затрудняло переход на детали с новыми формами или характеристиками. Чтобы обеспечить независимость и оперативность внесения изменений, в 2020 году на заводе смонтировали современную автоматическую производственную линию по выпуску пластмассовых деталей. На линии собраны воедино загрузочные бункеры, термопластавтомат и автоматы для резки пластика. Управляет всем процессом компьютер. На выходе получается готовая деталь, даже без литейного облоя. Остается только положить ее в контейнер и отвезти на сборку.
Пресс-формы технологически легко заменяемы, линию можно быстро перенастроить под любую задачу. Характеристики термопластавтомата позволяют работать с деталями, отличающимися «глубокой» вытяжкой материала. В первую очередь это бамперы, панели приборов, крылья. Более «плоские» решетку радиатора или рамку решетки изготовить еще проще.
Свое производство пластика позволит чаще обновлять внешний вид и интерьер нижегородских грузовиков, более гибко реагировать на запросы рынка, обеспечивать потребителей необходимыми запчастями.
Сама пластмассовая смесь может быть разной, в зависимости от требований к детали. На этапе подготовки смеси в гранулы можно подмешивать армирующие компоненты. Например, добавлять углеродные наноматериалы. С таким полимерным компаундом, причем отечественным, впервые изготовлены крылья с уникальными прочностными свойствами, которые устанавливают на «ГАЗель NN». Наверное, с такими крыльями «ГАЗель» и летать сможет!?
Читайте также:
Сервисный контракт – это договор на регламентное техобслуживание автомобиля. Такую услугу предоставляет уполномоченный дистрибьютор грузовой техники SANY в России компания ODIN Group. Какую пользу получает владелец транспортного средства и как выполняет свои обязательства дилер?
Транспортная компания БСУ‑1 из города Тюмень проводит испытания шин Triangle модели TRD06. Делимся первыми результатами
Премьера грузовика КАМАЗ‑4555 «Атлант 50» состоялась на выставке MiningWorld Russia‑2024. Карьерный самосвал грузоподъемностью 50 тонн предназначен для перевозки скальной и смешанной породы. По этим параметрам новинка схожа с самосвалом-углевозом «Атлант 49», который пришел на смену европейским карьерным грузовикам