Главная > Статьи > Автомобили > Грузовики > Моторы и коробки для «КАМАЗ-Компас» – технические характеристики и планы на будущее

Моторы и коробки для «КАМАЗ-Компас» – технические характеристики и планы на будущее

Наверное, самый сложный компонент для Камского автозавода в проекте «Компас» – это дизель маленького объема
Моторы и коробки для «КАМАЗ-Компас»

Примеры и решения

Для своих грузовиков JAC Motors закупает двигатели или у Weichai Power, или у Cummins. Кроме того, JAC выпускает собственные двигатели. На грузовики N-серии устанавливают совершенно незнакомые нашим перевозчикам Cummins ISF 4.5; ISF 3.0; ISF 2.7 или Cummins В 4.0 (информация с сайта jacen.jac.com.cn). В то же время есть и Cummins ISF 3.8, известный по нижегородским «Валдаям» и «Садко», «ПАЗикам» и МАЗ‑4371, Foton Aumark BJ и Auman BJ. Эти моторы выпускают в КНР, на пекинском заводе Foton Motors, там же делают и двигатели Cummins ISF 2.8 для «ГАЗели». Несмотря на одинаковое буквенное обозначение ISF, это совершенно разные моторы. Разница в объеме достигается разной размерностью: у ISF 2.8 94х100 мм, а у ISF 3.8 102х115 миллиметров.

Еще при установке Cummins ISF 3.8 на нижегородском «Валдае» результат превзошел ожидания. В сравнении с минским ММЗ Д‑245.7Е3 мощностью 122 л. с., Cummins был просто легковым мотором по шуму и вибрациям, а тянул как трактор. «Валдай» сразу же стал более конкурентноспособным в российском сегменте «среднетоннажников». На «Компас 9» как раз и ставят Cummins ISF 3.8 со средней настройкой мощности – ​154 л. с. при 2600 об/мин и 491 Н·м при 1200-1300 об/мин. Для грузовика с полной массой в 8 тонн вполне достаточно. На «Компасе 12» применяют чуть более мощную настройку: 168 л.  с. и 592 Н·м.

Главное отличие ISF 3.8 от ISF 2.8 – ​отсутствие цепи в приводе ГРМ, на этом моторе надежный шестеренный привод. Привод ТНВД Common Rail отдельной шестерней от переднего носка коленвала, у компрессора тоже привод шестерней. Кроме того, диаметр поршня 102 мм, как на Cummins серии В, к которому есть ремонтные поршни.

У Cummins ISF 3.8, будет две настройки: 154 л. с./491 Н·м и 168 л. с./592 Н·м

Почему на «Компасах» не применяют 4ISB 4,5 литра, который давно освоен на СП «Камминз КАМА», и у которого тоже есть настройки мощности 185 л.  с./700 Н·м или 160 л. с./630 Н·м – ​непонятно. По одной из версий, Cummins ISF 3.8 легче и дешевле, чем челнинский мотор. Но все же, полностью от серии Cummins ISB в проекте «Компас» не отказываются. «Шестерку» 6ISB 6.7 мощностью 300 л.  с. будут устанавливать на «Компас 12», ориентированный на работу в составе автопоезда. Полная масса такой сцепки не менее 25 т, возможен и более тяжелый вариант, около 29 тонн, при грузоподъемности 17-19 тонн. Получится недорогой и легкий магистральный тягач, машина из утраченного в России класса типа ЗИЛ‑130/ЗИЛ‑4331, но на более современном уровне. В частности, кроме механической  9-ступенчатой коробки ZF 9S1310, планируют устанавливать и ее роботизированную версию. Обе этих коробки выпускают в Набережных Челнах, на СП «ЦФ КАМА».

Кстати, для «КАМАЗа», по «среднетоннажникам» полной массой от 9 до 12 тонн одной из проблем являлось отсутствие коробок передач под крутящий момент 600-700 Н·м. Своя пятиступенчатая коробка КАМАЗ‑141 (одна из лучших в истории советского и российского автопрома!) в данном случае тяжелая, весит 250 кг. Смоленские, то есть «зиловские» коробки на «КАМАЗе» считают плохими. Оценка неоднозначная, да и нет уже практически того завода… Шестиступенчатые ZF хороши, используются на многих европейских «среднетоннажниках», но при существующем курсе рубля к доллару и евро ​получаются дорогими. Поэтому очень кстати пришлись коробки, устанавливаемые на JAC N-серии. На легкие «Компасы» ставят пятиступенчатые, а начиная с «Компас 9», ​шестиступенчатые КП.

У всех коробок обязательно есть лючки для отбора мощности

Повод вернуться                           

Наверное, самый сложный компонент для Камского автозавода в проекте «Компас» – ​это дизель маленького объема, то есть меньше, чем Cummins ISF 3.8. Причем применение ISF 2.8 похоже всерьез даже не рассматривали. Как говорят, нужен мотор еще меньше… Казалось бы, учитывая факт партнерских отношений Daimler AG и ПАО «КАМАЗ», можно предположить применение дизелей Mercedes-Benz OM646 мощностью 109 или 136 л.  с. (есть еще версии 150 и 170 л.  с.), которые собирали на ЯМЗ для семейства нижегородских Sprinter Classic. В 2018 году производство Mercedes-Benz Sprinter в России было остановлено, но сборку моторов вполне реально возобновить в Челнах.

Пока не было достоверной информации о двигателе для «Компас» полной массой 3,5 тонны. Многие специалисты склонялись к тому, что «КАМАЗ» начнет применять OM646. Кроме того, объем «спринтеровского» дизелька 2,15 литра был подозрительно близок к заявленному «КАМАЗом» двигателю объемом 2,2 литра.

Однако на «Компас 5» и «Компас 6» будут стоять совсем другие моторы – ​JAC HFC4DB3-2D (или по-другому, JAC Ruijite 2,2 CTI) рабочим объемом 2,183 литра, мощностью 120-130 л.  с. при 3200 об/мин, с моментом 280-320Н·м при 1400-2400 об/мин. Двигатель новый, выпускать его начали года два назад, сразу же в исполнении Евро‑5, мотор 2022 года – ​уже Евро‑6. Одно из применений – ​на грузовике 2021 года выпуска JAC Shuailing Q3 грузоподъемностью 1,5 тонны.

Двигатель начали выпускать два года назад в исполнении Евро‑5, мотор 2022 года – ​уже Евро‑6

Схожий дизель, но меньшего объема, двухлитровый JAC 2.0 CTI 4DB2-1D1, устанавливают на пикапы JAC T6, которые сейчас продают в России. Там мощность 140 или 190 л.  с., момент 290-320 Н·м. Из особенностей конструкции JAC HFC4DB3-2D, который после сертификации в России будет называться КАМАЗ 580.10-120, можно отметить чугунный блок, видимо не гильзованный, алюминиевую головку блока, один распредвал в головке, четыре клапана на цилиндр. Привод ГРМ – ​промвал и две цепи, то есть примерно, как на семействе ЗМЗ‑406. В передней части может быть установлен пневмокомпрессор, что важно для «Компасов» с пневмоприводом тормозов.

Топливная аппаратура Bosch, системы Common Rail с нейтрализацией ОГ по технологии SCR с AdBlue, то есть с мочевиной, с селективным каталитическим восстановлением. Все остальное типично для современных дизелей LCV. К сожалению, покататься на грузовике с таким двигателем нам пока не удалось. Зато будет повод позже вернуться к теме «Компасов».

Другие материалы про «Компас»:

«КАМАЗ-Компас» – первая пятерка

КАМАЗ выбирает партнера

Сильные стороны проекта «Компас»

Особенности конструкции и перспективы производства 

«КАМАЗ-Компас». Что это за машина?


Теперь нас можно читать и смотреть в Telegram



Лизинг является самым популярным инструментом приобретения грузовиков. О рынке лизинга беседа Дмитрия Поцелуевского, главного редактора журнала «Рейс», с Андреем Гладковым, Генеральным директором АО «Лизинговая компания «КАМАЗ».

Производство грузовиков на АМТ N.V.

Производство грузовиков на АМТ N.V. – новая стратегия развития

После выхода IVECO из состава акционеров ООО «IVECO-AMT» у китайской компании SAIC-Hongyan появился хороший шанс закрепиться на нашем рынке. А что дает для АМТ N.V. партнерство с SAIC-Hongyan?

Муфты и другие комплектующие LUZAR

Муфты и другие комплектующие LUZAR – мнение производителя

На российском рынке Aftermarket комплектующие систем кондиционирования представлены брендом LUZAR

Галерея (3)

У Cummins ISF 3.8, будет две настройки: 154 л. с./491 Н·м и 168 л. с./592 Н·м
У всех коробок обязательно есть лючки для отбора мощности
Двигатель начали выпускать два года назад в исполнении Евро‑5, мотор 2022 года – ​уже Евро‑6

Комментировать





Поделиться