Коробки передач для бескапотных «Уралов». Возможны варианты
Из Германии или из России?
Здесь есть два принципиально разных варианта. Первый, когда используют коробки передач ZF производства СП «ЦФ КАМА» из Набережных Челнов. Второй – китайские коробки Fast Gear, которые производит компания Shaanxi по лицензии американской Eaton Fuller.
Для «легкого» самосвала «Урал-С34520» применяют 9-ступенчатую коробку ZF Ecomid 9S 1310TO, а для тяжелого «Урала-С35510» – 16-ступенчатую ZF Ecosplit 16S 2220. Напомним, что с 2006 года в Челнах выпускали коробки ZF16S 151, потом ZF Ecosplit 16S 1820. Сравнительно недавно, в 2017 году налажен выпуск 16-ступенчатых КП семейства Ecosplit моделей ZF 16S 2220TO и ZF 16S 2220TD. Их называют «тяжелыми коробками», они рассчитаны на больший крутящий момент двигателя. С 2008 года на СП изготавливают 9-ступенчатую коробку ZF Ecomid 9S 1310.
Важный момент: среди заводов концерна ZF Friedrihshafen есть только два предприятия, имеющие «смешанный» конвейер для одновременного выпуска двух видов коробок передач: 9-ступенчатой ZF Ecomid и 16-ступенчатой ZF Ecosplit. Одно из них во Фридрихсхафене, другое – СП «ЦФ КАМА» в Набережных Челнах. Однако российские ZF Ecosplit 16S это коробки второго поколения, а в Германии выпускают КП третьего. Конструкция ZF Ecomid и ZF Ecosplit давно известна, поэтому не будем на них останавливаться. Из достоинств эксплуатации агрегатов ZF в России – отлаженный сервис и наличие запчастей.
Локализация или импорт?
Еще по состоянию на 1 апреля 2014 года уровень локализации деталей коробок Ecomid и Ecosplit на СП «ЦФ КАМА» составлял 52 %, это значит, что основные детали уже российского производства. Корпуса, валы, шестерни – наши, но подшипники, синхронизаторы, сальники поставляют из Германии. Осваиваются и новые модели. Налаживается производство автоматизированной 9-ступенчатой КП с электронным управлением ZF AS-Tronic на основе 9S1310 Ecomid – ZF EcoTronicmid 9AS1310 и самой новейшей модульной автоматизированной коробки ZF Traxon. Напомним, что коробки передач ZF идут на конвейеры DAF, IVECO, MAN, Renault Trucks, «КАМАЗ», японской Hino и еще дюжины производителей грузовиков по всему миру.
Как бюджетный вариант для новых «бескапотников» АЗ «Урал» можно рассматривать применение китайских Fast Gear, которые выпускает главный производитель коробок для тяжелых грузовиков в КНР – компания Shaanxi. В Китае их ставят на грузовики Shaanxi, Shacman, Beifang Benchi, CAMC и Dongfeng. А это значит, что ежегодно коробок Fast Gear различных моделей выпускается около полумиллиона! Добавьте сюда еще один не маленький автозавод FAW, который делает схожие лицензионные агрегаты Eaton Fuller. С 2006 года КП Fast Gear устанавливают на автомобили Минского автозавода, они успешно применялись на грузовиках КАМАЗ-РИАТ. Теперь коробки их стал использовать и АЗ «Урал». Самые распространенные КП Fast Gear – 9- и 12-ступенчатые. Обратите внимание на буквы ТА или Т в конце индекса, например, 9JS135TA. Литеры ТА указывают на то, что коробка полностью синхронизирована. Если есть одна буква Т, значит в ней только один синхронизатор, на демультипликаторе. Для «легкого» самосвала «Урал-С34520» применяют 9-ступенчатую Fast Gear 9JS135TA, а для тяжелого «Урала-С35510» – 12-ступенчатую Fast Gear 12JS220TA.
Все КП Fast Gear выполнены по схожей схеме: основная коробка 5-ступенчатая у «девятки» или шестиступенчатая у 12-ступенчатой коробки, а далее количество передач увеличивает в два раза понижающий редуктор-демультипликатор. Причем демультипликатор не планетарный, а с обычной парой шестерен. Агрегат собран в едином литом чугунном корпусе. Основная коробка сделана 6-ступенчатой, плюс далее количество передач увеличивает в два раза планетарный понижающий редуктор-демультипликатор. Интересная особенность конструкции КП Eaton Fuller и, соответственно, китайских коробок – у них два горизонтальных промежуточных вала. Поток мощности с первичного вала раздваивается на эти промежуточные валы и соединяется на вторичном вале, и дальше передается на демультипликатор. Благодаря двум промвалам, меньше нагружены подшипники и зубчатое зацепление шестерен, и есть возможность сделать коробку несколько короче. Шестерни прямозубые, нет осевой составляющей, нагружающей подшипники. Подшипники валов преимущественно роликовые, более надежные и долговечные, чем шариковые.
Еще одна особенность: в коробке нет подшипников качения между шестернями этих пяти или шести передач и вторичным валом, то есть каких-то иголок или роликов. Причем у шестерен нет и привычных бронзовых втулок. Получается, что сталь шестерен работает по закаленной поверхности стального вторичного вала. Нет даже игольчатого подшипника между первичным и вторичным валом, там стоит металлокерамическая втулка. При этом применяют качественную «трансмиссионку» GL5, ориентированную на гипоидные главные передачи с большим удельным давлением в пятне контакта зубчатого зацепления. У немецких и шведских коробок год от года совершенствуют систему смазки с обязательным применением масляных насосов и даже фильтров. А в американской Eaton Fuller обходятся вообще без масляного насоса! Коробке достаточно смазки разбрызгиванием, она не боится масляного голодания. Судя по отзывам перевозчиков, Fast Gear – один из самых беспроблемных агрегатов на «китайцах». А кроме надежной конструкции у нее есть еще одно важное достоинство – демократичная цена. При желании, поищите в интернете, сколько стоит коробка ZF и сколько лицензионная Eaton Fuller.
Кто лучше?
По передаваемому крутящему моменту и ZF, и Fast Gear сопоставимы: 9-ступенчатые рассчитаны на 1350 Н.м, а ZF Ecosplit 16S 2220 и Fast Gear 12JS220TA – на 2200 Н.м. По передаточным числам они тоже близки. У Fast Gear 9JS135TА самая низшая ступень ползучая, «черепаха» – 11,09, далее 6,55 на первой, 1,0 на седьмой и 0,73 на высшей, восьмой. У ZF Ecomid 9S 1310ТО диапазон от 9,48 до 0,75, хотя есть и другой ряд – от 12,73 до 1,00. У ZF Ecosplit 16S 2220 первая передача – 13,8, то есть это «черепаха», на второй – 11,54, прямая 15-я передача и повышающая – 0,84. У Fast Gear 12JS220TА 12,1 у «черепахи», 9,52 на второй, 1,0 на 11-й передаче и 0,78 на 12-й. Как видим, наибольшие отличия в числах на ползучей передаче, но ей пользуются сравнительно редко. Если кто скажет, что 420 л. с. и 12 передач мало для серьезного 20-тонного самосвала, напомним, что лет 8-10 назад одним из самых успешно реализуемых в России самосвалов был «двадцатитонник» Volvo FM с мотором в 380 л. с. и 12-ступенчатой коробкой. «Урал-С35510» со своими агрегатами будет не хуже.
Конечно жаль, что нет своей стопроцентно российской коробки… В Ярославле делают 9-ступенчатую ЯМЗ‑239, но она под момент 1800-1900 Н.м, с числами от 12,24 до 0,74. В принципе, ее можно использовать в паре с ЯМЗ‑536 на легком самосвале «Урал». А для тяжелого самосвала и коробки ZF, и коробки Fast Gear лучше ярославских…
Читайте еще про «бескапотник» автозавода «Урал»:
Официально поставляемые на российский рынок прицепы бренда KAILE аналогичны по техническим характеристикам и комплектации популярным моделям европейских брендов.
Группа компаний «GROSS», основываясь на длительном опыте взаимодействия с крупными логистическими компаниями, прицельно развивает направление продаж шторных полуприцепов.
Покупка шин – одна из самых затратных статей любого автотранспортного предприятия или эксплуатирующей организации. От их характеристик, качества и ресурса зависит эффективность перевозок. При выборе шин во главу угла ставится стоимость километра их пробега