Бескапотый «Урал» 6х4. Для строек страны
Мы помним, как все начиналось
В конце ноября 2021 года автомобильный завод «Урал» в Миассе отметит свой 80-летний юбилей. Это один из старейших в России автозаводов, его основали по решению Государственного комитета обороны об эвакуации московского завода ЗиС. Шла война, и немцы стояли под Москвой… «УралЗиС» стал первым автозаводом в СССР, расположенным за Уральским хребтом. За эти годы, какие только автомобили не выпускали в Миассе серийно, а еще больше было разработано прототипов и экспериментальных грузовиков. Начинали с военного ЗиС‑5В – 8 июля 1944 года с конвейера сошел первый грузовик. Знаковым событием стал запуск в производство легендарного армейского вездехода «Урал‑375» 6х6 в 1961 году.
Установка на полноприводный «Урал‑4320» в 1977 году дизеля КАМАЗ‑740 добавила в список достоинств миасских грузовиков, таких как проходимость, надежность, ремонтопригодность, еще и понятие «экономичность». Продолжает традиции капотных «Уралов», но уже на совершенно другом, более высоком уровне, новое семейство грузовиков «Урал Next». Эти машины получились настолько яркими внешне, что их сразу стали сравнивать с капотными вездеходами Mercedes-Benz Zetros. Однако в Миассе выпускают и бескапотное семейство грузовиков на основе лицензионной кабины IVECO Turbo.
Оставив шасси за скобками
Сейчас по строительной тематике на АЗ «Урал» изготавливают автомобили на любой вкус, на «бумажники различной толщины» и с разными потенциальными возможностями. Все потому, что сохранено классическое семейство «Урал‑4320», которое дополнено автомобилями «Урал Next» и «бескапотниками». Если взять для сравнения только самосвалы, оставив за скобками шасси под различные надстройки строительного назначения, то суммарно получается под два десятка моделей, у каждой из которых есть по паре модификаций. Такой широкой гаммы выпускаемых грузовиков на АЗ «Урал» не было никогда! С одной стороны, есть чем гордиться, но с другой – разнообразие в производственной программе автозавода, к сожалению, вредит объемам выпуска и сказывается на цене. Это не то, что при СССР, когда на конвейере стояла фактически одна и та же машина, «Урал‑375».
Знакомство с нынешним модельным рядом самосвалов надо начинать с классического «Урала‑4320» 6х6, то есть с «Урала‑55571-0121-60» полной массой 21,3 тонны, с кузовом объемом 10 м3. В той же полной массе находится полноприводный «Урал Next» 55571-5121-74, но его кузов вмещает 11,5 м3. Среди «капотников» на шасси «Урал‑4320» нет самосвалов с колесной формулой 6х4, зато такие «трехосники» выпускают на основе дорожных грузовиков семейства Next. Это практически близнецы: «Урал‑73945-5121-01» и «Урал‑73945-5921-01» (обратите внимание на вторую часть индекса) полной массой 26,5 тонны, но с разными кузовами – на 14 кубов и грузоподъемностью 14,3 тонны или на 10 м3 и 15,2 тонны груза.
У бескапотных самосвалов долгое время флагманом являлся «Урал‑6370-0121» 6х6 полной массой 34 000 кг, с кузовом объемом до 16 м3 и грузоподъемностью до 19,5 тонны. Эти машины выпускают уже 10 лет, на них впервые для АЗ «Урал» начали широко применять импортные агрегаты и узлы. «Урал‑6370» – одна из самых удачных разработок завода за последние годы. Причем если сравнивать цену этого самосвала-вездехода с аналогичными иномарками, то разница может достигать 20-25 %. Более легкий «бескапотник» собран на шасси семейства «Урал-М», то есть эта машина в большей степени насыщена отечественными агрегатами. У «Урала-55571-3121-80» 6х6 полная масса 21,8 тонны, грузоподъемность 10 500 кг, объем кузова 10 м3. Видно, что здесь не хватает «трехосников» 6х4, причем ранее, с 2004 года такие самосвалы выпускали на основе семейства «Урал‑63685» 6х4. Это были 20-тонные самосвалы, довольно серьезные конкуренты КАМАЗ‑6520: «Урал‑583134», «Урал‑583109», «Урал‑65514» и «Урал‑65541-10» с трехсторонней разгрузкой.
Магия цифр. И букв
Теперь в Миассе решили заняться производством нового поколения бескапотных тяжелых самосвалов с колесной формулой 6х4. Есть две версии исполнения самосвалов: относительно легкая и более тяжелая. И здесь важно разобраться с обозначениями моделей. Не совсем понятно, почему в России отказываются от системы классификации автомобилей, принятых отраслевой нормалью ОН 025270-66. Все эти обозначения: ВАЗ‑2101, АЗЛК‑2141, ЗИЛ‑431410, КАМАЗ‑5320… были предельно информативны и понятны, пусть даже со временем обросли дополнительными двумя, а то и тремя индексами, указывающим на модификацию.
У автозавода «Урал» сейчас действует своя внутренняя система обозначений. По новой классификации легкая версия называется «Урал-С26328». Тяжелый миасский «бескапотник» 6х4 имеет обозначение «Урал-С35420», и, оказывается, у него есть еще один индекс – С35510. На первый взгляд, это калька с немецких обозначений грузовиков. Тогда в С26.328, С33.510 и С35.420 первое число – полная масса, второе, после точки – мощность двигателя в лошадиных силах. Однако это совсем не так. В первую очередь, нет точки, и каждая цифра имеет свое значение. С – семейство неполноприводных автомобилей; 3 – категория транспортного средства N3G, трехосный; 5 – полная масса 35 тонн, вторая «пятерка» – самосвал; 1 – двигатель ЯМЗ‑653 экологического класса 5 и, наконец, 0 – колёсная формула 6х4. А теперь, по самой новой классификации легкая версия С26328 называется С34520, ее полная масса до 27,5 тонн, грузоподъемность 16 000 кг. У тяжелого миасского «бескапотника» 6х4 обозначение С35 или С35510, здесь полная масса до 35 тонн, грузоподъемность до 21 650 кг.
По аналогии с хорошо зарекомендовавшим себя в эксплуатации «Уралом‑6370», на этих грузовиках много надежных импортных комплектующих, и это позволяет надеяться, что машины ждет хорошее будущее. В продаже грузовики нового бескапотного семейства появятся уже в этом году. Ожидаемая цена самого тяжелого и мощного самосвала «Урал-С35510» около 4,5 миллионов рублей.
Записи, найденные в интернете
Интернет открыл самые невообразимые возможности для каждого из нас. Вот и по новому семейству бескапотных «Уралов» уже началось интенсивное обсуждение на самых разных онлайн-площадках. К декабрю 2020 года АЗ «Урал» изготовил всего несколько таких самосвалов, наверное, штук пять. Серийное производство начнется, скорее всего, нынешней весной. А пока новые самосвалы «вживую» показали на выставке «Комтранс‑2019», потом в октябре 2020-го в Сочи, и еще одна машина стояла в ноябре в Миассе у Дворца культуры. Ну, может быть, они участвовали еще на двух-трех выставках. То есть машина практически неизвестная, судить о ней можно только по фотографиям, где преобладает внешний вид и отсутствует деталировка. Но даже и по этим фотографиям идет бурное обсуждение конструкции и перспектив новых самосвалов. Отклики во многом полярны: от восторженных и восхищенных до сдержанно-негативных, а то и просто хамских по отношению к автозаводу и всему российскому автопрому.
Вот так примерно выглядят позитивные комментарии:
— Продолжайте… Все получается нормально…;
— Блиин, красавец
— Кабина хоть и старая, но смотреться стала лучше!;
— А вообще достойный внешний вид и характеристики;
— Классная машина, давно бы так!;
— Пусть будет достойный конкурент КАМАЗу и иномаркам;
— УралАЗу – удачи!;
Позитивные оценки, но с критикой:
— Главное, новая торпедо, а то старая просто ужас. А вот капот я бы старый оставил;
— Торпеда уже более-менее качественная! Но вот все остальное…;
— Даже спальник подняли – прогресс, а ведь 20 лет кабину выпускают…;
— Дизайн кабины, конечно, устарел, я не говорю, что у «китайцев» хороший дизайн, но он явно современнее, не говоря уже про «европейцев». Но там, конечно, и цена выше;
Про перспективы развития:
— Дайте тягач-шоссейник капотный, с хорошей спалкой!;
— Тягач бы такой сделали;
Негатив: (отредактировано автором):
— Собрано из китайских комплектующих со старыми еврокабинами…;
— Это китайский ШакМан, собранный в России? Или это все-таки Урал?;
— Слеплен из китайского ххх, запчасти ххх найдешь, не дай бог чему-нибудь сломаться…;
— Не только мосты (они, кстати, на 13 тонн – немного), но и КПП Китай;
— Коробки передач и мосты сами не можем делать?;
— Ничего нового! С Ивеко слизали и все!!!;
— Единственное достижение постсоветского автопрома – откидной капот на ЗИЛе! ГАЗон Некст, Урал Некст – в печь!
Еще по теме:
Опыт эксплуатации грузовиков «Урал Next»
Бескапотный самосвал «Урал». Рассказ главного конструктора
Полноприводные «Уралы» и другие отечественные вездеходы
Сервисный контракт – это договор на регламентное техобслуживание автомобиля. Такую услугу предоставляет уполномоченный дистрибьютор грузовой техники SANY в России компания ODIN Group. Какую пользу получает владелец транспортного средства и как выполняет свои обязательства дилер?
Транспортная компания БСУ‑1 из города Тюмень проводит испытания шин Triangle модели TRD06. Делимся первыми результатами
Премьера грузовика КАМАЗ‑4555 «Атлант 50» состоялась на выставке MiningWorld Russia‑2024. Карьерный самосвал грузоподъемностью 50 тонн предназначен для перевозки скальной и смешанной породы. По этим параметрам новинка схожа с самосвалом-углевозом «Атлант 49», который пришел на смену европейским карьерным грузовикам