Галерея (5)


Мотор ЯМЗ-653 – лицензионный Renault dCi11, но теперь уже Евро-5
При нормальной эксплуатации дизели ЯМЗ-650 выхаживают миллион километров
Уже изготовлено свыше 130 тысяч моторов семейства ЯМЗ-530
Под кабину новых самосвалов можно поставить почти любой мотор ЯМЗ
Топливный фильтр-отстойник необходим для аппаратуры Common Rail

Ярославские дизели для «Урала». Собираем всей страной

На все современные «Уралы» устанавливают только двигатели ЯМЗ. Основным мотором для «Урала Next» является рядная «шестерка» ЯМЗ-536 объемом 6,65 литра, с диаметром поршня 105 мм и ходом 128 мм. Эти же двигатели ставят и на «бескапотники» семейства «Урал-М»

Расширение локализации

Из других особенностей конструкции – ​«мокрые» гильзы с уплотнениями в блоке резиновыми кольцами по нижнему поясу, прочные составные поршни, кованое из жаропрочной стали днище с бобышками и алюминиевая юбка, стальной коленвал. Распредвал находится в блоке, привод шестерен ГРМ расположен спереди. В нижней части блока цилиндров, между ним и поддоном, установлена литая алюминиевая и очень ажурная пластина, которая не только придает дополнительную жесткость блоку, но и способствует улучшению охлаждения масла.
Первоначально у моторов было три настройки мощности: 311, 361 и 412 лошадиных сил при 1900 об/мин, крутящий момент от 1215 до 1870 Н.м при 1100-1300 об/мин. На уровне Евро-5 настройки изменили: 422 л.  с./2000 Н.м и 367 л.  с./1800 Н.м. Такие двигатели обозначают индексом ЯМЗ-653. В зависимости от настройки меняется минимальный удельный расход топлива: от 190 до 194,5 г/кВт.ч. Это очень неплохие показатели. Моторы, которые ярославцы получили от французов, были уровня Евро-3, с возможностью доведения до Евро-4. Все эти работы были проведены на ЯМЗ, а уже в 2015 году модернизировали двигатель до уровня Евро-5. Как показывает мировой опыт производства дизелей Евро-5, для дорожных версий тяжелых грузовиков предпочтительнее использовать технологии нейтрализации с раствором мочевины. Поэтому не стоит удивляться, что на «Урал-С33510» 6х4 рядом с топливным баком смонтирован резервуар для AdBlue с синей крышкой. А о том, что в Ярославле не прекращают работы по совершенствованию рядных моторов, говорит тот факт, что уже разработаны версии этих двигателей в исполнении Евро‑6.
Под производство двигателей семейства ЯМЗ‑530 в Ярославле построили новый завод, в 30 минутах езды от основного завода. Первоначально в моторах было много импортных деталей, в частности, пришлось закупать за границей отливки блока и головки, но сразу же освоили всю мехобработку важнейших деталей. В 2012 году запустили проект расширения локализации по двигателям семейства ЯМЗ‑530, и сейчас объем отечественных компонентов более 70 %.
Отливки блока и головки цилиндров производят на литейном заводе «Группы ГАЗ» в Нижнем Новгороде. Поршневую выпускает костромской завод «Мотордеталь». Поковку коленвала освоил «КАМАЗ», из Димитровграда поставляют вкладыши, а маховик, распредвал, шестерни ГРМ делают на ЯМЗ. Топливную аппаратуру производит ОАО «ЯЗДА», турбину – ​фирма «Турбокомплект», бывшая «Турботехника», из подмосковного Протвино. При этом к российским поставщикам предъявляются не менее жесткие требования по качеству компонентов, чем к зарубежным фирмам. Выпуск двигателей семейства ЯМЗ‑530 постоянно растет: если в 2013 году изготовили около 7 тысяч, то в 2019-м уже 26 тысяч моторов. Всего произведено более 130 тысяч двигателей, свыше 60 % это «шестерки» ЯМЗ‑536.
Моторы ЯМЗ 650 и их модификации с 2007 года собирают в городе Тутаев Ярославской области, на местном экспериментально-ремонтном заводе – ​подразделении ЯМЗ. Для организации производства закупили во Франции сборочную линию, которая отработала у французов всего-то около семи лет. Одним из условий «Соглашения о промышленной сборке» между «Группой ГАЗ» и Renault Trucks была локализация двигателя. Но спустя 13 лет с начала выпуска ЯМЗ-650 локализация деталей двигателя, его узлов и компонентов составляет только 20 процентов… Конечно, процесс существенно затормозила череда кризисов. Зато сразу же полностью делали мехобработку всех импортных заготовок. В России освоено производство турбокомпрессора, жгутов электропроводки. Возможно, все же наладят собственное литье блока и головки, изготовление теплообменника интеркулера, поршня и гильзы цилиндра.
Планируемая изначально периодичность замены моторного масла на рядных дизелях ЯМЗ – ​до 30 тысяч километров, однако для вездеходов «Урал» ее сократили до 15 тысяч. У дорожных «Уралов» большое значение имеет категория эксплуатации. Для 1-й категории, при соблюдении требований к эксплуатации автомобилей, а также при применении определенного класса масла в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя, все же увеличили интервал до тех же 30 тысяч км. Для этих моторов завод рекомендует использовать масла с вязкостью 5W40, 10W40 или 15W40, в зависимости от региона эксплуатации и погодных условий. Код API применяемых масел не ниже CI‑4. Перечень рекомендованных моторных масел для двигателей ЯМЗ‑536 и ЯМЗ‑653 можно найти на официальном сайте завода.

Фирменный ремонт и сервис

Сервисная сеть Ярославского моторного завода насчитывает более 300 техцентров в России и странах ближнего зарубежья. С 2019 года, помимо сервисных центров, «Автодизель» начал открывать на территории РФ собственные фирменные ремонтные центры (ФРЦ). ФРЦ – это официальный представитель ЯМЗ, который проводит коммерческие и гарантийные ремонты продукции моторного завода. В распоряжении ФРЦ оригинальные запчасти широкой номенклатуры, клиенты защищены от установки контрафактных аналогов и б/у деталей. Центры дают годовую гарантию на проведенные работы и на установленные запчасти. ФРЦ ЯМЗ имеют льготные условия на приобретение запчастей у ПАО «Автодизель», что существенно уменьшает затраты клиента на ремонт двигателя или коробки передач. В ФРЦ заменяют отдельные узлы и детали двигателя, вплоть до базовых, которые уже достигли предельного износа. Чем больше поврежден двигатель, тем выгодней его ремонтировать в фирменном ремонтном центре, так как скидка на покупку деталей в составе услуги ремонта может доходить до 65 % от рыночной цены.
У каждого центра есть склад оригинальных запчастей ЯМЗ, готовые двигатели в центры не поставляют. Запчасти на склад приходят напрямую по договору поставки, на особых условиях, и только для коммерческого ремонта двигателей ЯМЗ, а не для реализации на вторичном рынке. На ряд деталей формируется своя достаточно низкая цена, способствующая финансово необременительной замене сопутствующих ремонту компонентов и узлов. Все цены регламентированы и согласованы с ПАО «Автодизель», соблюдаются условия стандарта ЯМЗ.
Сегодня география ремонтных центров привязана к промышленным регионам страны. Первые ФРЦ открыты в Ярославле, Кемерове, Краснодаре, Челябинске, Омске, Воронеже и в Новом Уренгое. В феврале 2021 года откроются центры в Самаре и Иркутске.
Найти более подробную информацию о программе и контакты ФРЦ ЯМЗ можно найти на сайте в разделе «Фирменный ремонт».

Больше про грузовик «Урал»:

Бескапотный «Урал». Кабина типа «Р»
Бескапотный «Урал». Модельный ряд
Бескапотный «Урал». Слово главному конструктору

Галерея (5)

Мотор ЯМЗ-653 – лицензионный Renault dCi11, но теперь уже Евро-5
При нормальной эксплуатации дизели ЯМЗ-650 выхаживают миллион километров
Уже изготовлено свыше 130 тысяч моторов семейства ЯМЗ-530
Под кабину новых самосвалов можно поставить почти любой мотор ЯМЗ
Топливный фильтр-отстойник необходим для аппаратуры Common Rail

Комментировать





Поделиться