Эвакуатор «Чайка-Сервис» на шасси «Урал Next» 6х6. Сила традиций
Легенда № 375
Диагностика, сама ремзона, организация круглосуточной работы, приличный станочный парк, широкое применение агрегатного метода ремонта и снабжение запчастями – по всем параметрам пассажирские автопредприятия серьезно опережали грузовые. Иначе было нельзя, людей же возили, не дрова… А еще, в ПАТП издавна применяли «технички» для доставки сломавшихся автобусов в парк. Это седельный тягач вполне можно притащить самосвалом или «бортом», а буксировать автобус автобусом нереально. Нужен особый автомобиль.
Эволюция специализированных грузовиков для организации технической помощи на линии в автобусных парках неотделима от эволюции автобусов и грузовиков в нашей стране. Пока самыми массовыми автобусами были ЗИЛ-158/ЛИАЗ-158 и ЛАЗ-695, незаменимыми «техничками» стали полноприводные трехосные ЗИС-151 и ЗИЛ-157. Но более современный ЗИЛ-131 не пришел так вот сразу на замену «колунам». Его просто не пустил на это место «Урал-375», выпуск которого начался в 1961 году. А когда через пять лет, в 1966-м поставили на конвейер ЗИЛ-131, миасский вездеход легко «подвинул» ЗИЛа в сторону.
Именно легендарный «Урал» 6х6 несколько десятилетий служил основой для эвакуаторов и балластных тягачей техпомощи в пассажирских АТП всех республик Союза. И дело не только в раннем освоении «Урала», но и в его технических характеристиках, более подходящих для буксировки автобусов. «Урал-375» при снаряженной массе 8400 кг и полной 13,2 тонны предназначался для буксировки прицепа полной массой 10 тонн. ЗИЛ-131 при своей полной массе 10,5 тонны мог тянуть только 5-тонный прицеп. А, к примеру, 9-метровый городской ЗИЛ-158 имел полную массу 11 тонн. Однако автобус, набитый пассажирами, не буксируют, поэтому здесь важна снаряженная масса. У ЛИАЗ-158 она составляла 6500 кг, львовский ЛАЗ-695 был в схожих габаритах и сопоставимой массы. Более крупный ЛИАЗ-677 длиной 10,45 метра неизбежно тяжелее – 7800 кг.
Свято место пусто не бывает
С конца 60-х и вплоть до начала 80-х годов, самым большим автобусом в СССР был сочлененный венгерский «Икарус-180» длиной 16,5 метра, со снаряженной массой около 13 тонн. «Урал-375» справлялся и с такой тяжелой ношей. Справедливости ради отметим, что «технички» ЗИЛ-157 и «Урал-375» не отправляли на выезд для буксировки неисправных автобусов порожняком. Но и, конечно, не загружали до полной массы. Тягач-эвакуатор с пустым кузовом, подцепив автобус, порой буксовал при трогании с места, а груженый под завязку, без толку жег бензин. Поэтому в кузов для балласта укладывали и надежно крепили два-три бетонных фундаментных блока.
С началом выпуска в 1977 году «Урала-4320» с 210-сильным дизелем КАМАЗ-740, эти машины в первую очередь шли в армию. И не только в Советскую, но и в армии стран Варшавского договора. А в автобусных парках, стремясь сократить затраты на топливо при эксплуатации «техничек», часто устанавливали вместо бензиновых двигателей ЗИЛ-375 дизели ЯМЗ-236. Собственно, эти разновидности дизельных «Уралов» во многих российских пассажирских АТП работают до сих пор. Не факт, что им по 40-50 лет, обязательно шло обновление, но «Урал» меняли именно на «Урал». Сейчас такие грузовики держат в ПАТП как «внутризаводской», технологический транспорт, без права выезда за территорию предприятия. Пользы от них и поныне существенно больше, чем в случае сдачи в металлолом. А там, глядишь, и на постамент перед проходной поставят, как памятник.
Однако свято место пусто не бывает… На смену миасским «ветеранам» в автобусные парки России теперь идут «Уралы Next» 6х6. Например, в подразделения «Мострансавто», работающего на пассажирских маршрутах Московской области, нижегородский автозавод «Чайка-Сервис» в 2020 году поставил 27 специализированных эвакуаторов на шасси «Урал Next». Предприятие выпускает широкую гамму спецтехники: от простейших, на шасси «ГАЗели», с прямой стационарной платформой для эвакуации легковых автомобилей, до тяжелых эвакуаторов с частичной погрузкой для транспортировки грузовиков, автобусов, прицепов и полуприцепов. Производство эвакуаторов – одно из направлений деятельности АЗ «Чайка-Сервис».
У тяжелых эвакуаторов надстройку монтируют на четырехосные шасси разных производителей. На сравнительно недорогом шасси КАМАЗ-65201 8х4 и на полноприводном КАМАЗ-6560 8х8 – это практически тягач-«танковоз». Есть и флагманский КАМАЗ-65801 8х4 с кабиной Mercedes-Benz Axor, то есть грузовик семейства К4. Из иномарок используют четырехосные шасси Scania XT с кабиной P, MAN TGS и Volvo FM.
Сфера деятельности тяжелых эвакуаторов в автобусных парках – доставка с линии в ремзону обездвиженных автобусов, которые невозможно транспортировать, не вывесив одну из осей. В первую очередь это автобусы с серьезными повреждениями в результате ДТП. На втором месте поломки, связанные с рулевым управлением, тормозной системой, коробкой или ведущим мостом. Но чаще автобусы ломаются так, что их вполне реально отбуксировать, не вывешивая ось. Именно для таких случаев оптимален эвакуатор-«техничка» на шасси «Урал Next» 6х6.
Читайте еще:
Русский дизель для русского вездехода
Ярославский мотор для «Урала Next»
«Урал Next» 4х4. Виртуальная реальность
Сервисный контракт – это договор на регламентное техобслуживание автомобиля. Такую услугу предоставляет уполномоченный дистрибьютор грузовой техники SANY в России компания ODIN Group. Какую пользу получает владелец транспортного средства и как выполняет свои обязательства дилер?
Транспортная компания БСУ‑1 из города Тюмень проводит испытания шин Triangle модели TRD06. Делимся первыми результатами
Премьера грузовика КАМАЗ‑4555 «Атлант 50» состоялась на выставке MiningWorld Russia‑2024. Карьерный самосвал грузоподъемностью 50 тонн предназначен для перевозки скальной и смешанной породы. По этим параметрам новинка схожа с самосвалом-углевозом «Атлант 49», который пришел на смену европейским карьерным грузовикам