Галерея (10)


Дизель ЯМЗ‑536 на «Урале» работает тихо, вибрации минимальны
Топливная аппаратура Common Rail не терпит печного топлива
Рычаг КП завода ЯМЗ уходит нижним концом в недра агрегата
Приспустить воздух из шин и снова их подкачать можно на ходу
Раздаточная коробка расположена очень высоко, что дает огромный дорожный просвет посередине колесной базы
Фирменная особенность переднего ведущего моста вездеходов «Урал» – ​полуоси с кулачково-дисковыми ШРУСами
Главная > Статьи > Автобаза > Узлы и агрегаты > С миллионным ресурсом. Ярославский мотор для «Урала Next»

С миллионным ресурсом. Ярославский мотор для «Урала Next»

Автомобили «Урал» семейства Next представляют собой машины новейшего поколения – не только более грузоподъемные, чем модификации предыдущего семейства 4320, но и более долговечные, экологичные и комфортабельные

«Миллионник» для вездехода

Двигатель ЯМЗ‑536 с заявленным ресурсом в миллион километров вполне способен даже на вездеходе пробежать не одну сотню тысяч, не требуя никаких работ, кроме замены масла и фильтров. Конструктивно этот агрегат почти не отличается от лучших грузовых дизелей европейских фирм. Рядная 24-клапанная «шестерка» рабочим объемом 6,65 л собрана на чугунном блоке со сменными «мокрыми» гильзами цилиндров. Распредвал нижнего расположения приводится шестернями со стороны маховика, привод клапанов – ​штангами, регулировка зазоров – ​ввернутыми в коромысла винтами с контргайками.
Соответствие экологическим нормам Евро‑5 (напомним, с 2017 года обязательным даже для автомобилей высокой проходимости) достигнуто благодаря применению топливной аппаратуры Common Rail и системы впрыска раствора мочевины. На двухосное шасси завод обычно ставит двигатель мощностью 240 л. с., тогда как на трехосных «Уралах» чаще встречаются 312-сильные моторы.

Применяем грубую силу

Изначально на автомобили семейства Next шло однодисковое диафрагменное сцепление от именитых европейских производителей. Результат – ​отсутствие вибраций, полное выключение, долгий (до ста и более тыс. км) срок службы. Привод выключения сцепления с пневмогидравлическим усилителем. На двухосный «Урал  Next ‑43206» ставят пятиступенчатую коробку ЯМЗ‑0905 или ЯМЗ-1105. О нежном переключении передач этого заслуженного агрегата говорить не приходится – ​орудовать рычагом надо грубо и с немалым усилием. Но в целом коробка неплохо подходит для вездехода. Передаточное число первой передачи (5,22) достаточно велико для получения должной тяги груженого автомобиля на бездорожье. Если, конечно, в «раздатке» включена понижающая ступень с передаточным числом 2,15.
В раздаточной коробке модели РК 4320М, что ставят на «Уралы» последних лет выпуска, – ​усиленные муфты переключения, увеличенные диаметры валов и размеры шлицов, а также шестерни с венцами большей ширины. Кинематическая схема агрегата традиционно включает несимметричный планетарный межосевой дифференциал, дающий возможность постоянно ездить с приводом на все колеса.
Управление раздаточной коробкой (переключение ступеней и принудительная блокировка межосевого дифференциала) электропневматическое, с клавишами на панели приборов. Также клавишей активируется электропневмопривод блокировки дифференциала заднего ведущего моста. Кроме того, от заднего конца первичного вала «раздатки» предусмотрен отбор мощности карданными валами на механическую лебедку. Разумеется, по умолчанию этот узел на шасси не поставят, надо прописывать при индивидуальном заказе комплектации. Карданные валы нового образца с торцевыми шлицами на фланцах рассчитаны на крутящий момент 8000 Н.м.

Не выходя из кабины

Ведущие мосты полноприводных «Уралов» собраны на литых балках с запрессованными трубчатыми кожухами полуосей. Бортовых редукторов нет, полуоси вращают ступицы колес напрямую. Главные передачи всех мостов проходные, условно взаимозаменяемые. Это съемные в сборе узлы, установленные в балки сверху, что дает большой дорожный просвет и защищенность трансмиссии от контактов с грунтом. В редукторе главной передачи – ​пара конических шестерен со спиральными зубьями (соотношение одинаковое для редукторов всех модификаций – ​12:22) и пара цилиндрических шестерен с косыми зубьями, количество которых зависит от требуемого для разных модификаций автомобилей общего передаточного отношения моста. Например, на двухосных вездеходах применяют редукторы с передаточным числом 6,77 (ведущая цилиндрическая шестерня 13 зубьев, ведомая – ​48 зубьев).
Передние мосты отличаются поворотными кулаками на шкворнях и полуосями с кулачково-дисковыми ШРУСами. В полуосях приводов всех колес просверлены продольные каналы для подачи сжатого воздуха из пневмосистемы к вентилям шин. Давление можно частично стравить прямо на ходу, значительно повысив проходимость машины на мягком грунте, а при выезде на асфальт снова подкачать шины, не выходя из кабины. Мосты «Уралов» дважды подвергали модернизации с усилением деталей: в 2004-м и 2014-м годах.
Важной вехой для автотехники «Урал» стало внедрение пневмопривода тормозов с использованием импортных комплектующих. Барабанные тормоза всех колес – ​с клиновыми разжимными механизмами. Система стала гораздо надежней, тормоза держат намертво. При нарушении герметичности привода и прочих отказах машина автоматически затормозится благодаря срабатыванию пружинных энергоаккумуляторов в пневмокамерах заднего моста (или обоих мостов тележки на версиях 6х6).

Еще про «Урал Next»:

Где применяется двухосный вездеход
Разные надстройк — разные шасси

Галерея (10)

Дизель ЯМЗ‑536 на «Урале» работает тихо, вибрации минимальны
Топливная аппаратура Common Rail не терпит печного топлива
Рычаг КП завода ЯМЗ уходит нижним концом в недра агрегата
Приспустить воздух из шин и снова их подкачать можно на ходу
Раздаточная коробка расположена очень высоко, что дает огромный дорожный просвет посередине колесной базы
Фирменная особенность переднего ведущего моста вездеходов «Урал» – ​полуоси с кулачково-дисковыми ШРУСами

Комментировать





Поделиться