Галерея (3)


Хотя и индукционная, электрическая, а все равно – печь. С сумасшедшей температурой и искрами раскаленного металла
Стержни для блоков цилиндров изготавливают на стержневом аппарате. Геометрия стержня – зер­каль­ное ото­бра­же­ние нужной час­ти от­лив­ки
Отливка блока цилиндров – самая сложная операция. Так устанавливают стержневые пакеты в формовочную линию
Главная » Статьи » Автомобили » Нижегородский литейный завод – свой чугун для ГАЗа

Нижегородский литейный завод – свой чугун для ГАЗа

Важным этапом модернизации Горьковского автомобильного завода стал запуск в Нижнем Новгороде нового литейного производства в конце 2021 года. Инвестиции «Группы ГАЗ» составили 4,7 млрд рублей
Литье чугуна для ГАЗа

«Литейка» с высоким интеллектом

У всех советских автозаводов обязательно была своя «литейка» и Горьковский автозавод не исключение. Все годы здесь постоянно шла модернизация: при переходе на новый модельный ряд или для повышения объемов выпуска автомобилей, для применения новых сплавов или для снижения себестоимости. При этом уже на семействе ГАЗ‑53/ГАЗ‑3307 двигатель был не с чугунным блоком, а с блоком из алюминиевого сплава. На Заволжском моторном заводе для них создали свое литейное производство. Пока у «газовских» моторов степень сжатия была под бензин А-76 и мощность около 100 «лошадей», вполне хватало прочности алюминиевых блоков. Выросло среднее эффективное давление в цилиндрах – ​потребовалось или менять конструкцию блока, или использовать более прочный материал для его изготовления. А порой кардинально меняют и то, и другое.

Еще только запускали в производство двигатель Evotech 2.7 вместо УМЗ‑4216, а инженеры ГАЗа уже понимали, что в перспективе целесообразно перейти на чугунный блок для этих моторов. Поэтому Нижегородский литейный завод во многом строили именно для литья блоков. На новом Evotech 3 объемом 3 литра как раз применяется чугунный, негильзованный блок цилиндров. Переход с алюминиевого блока с залитыми гильзами на чугунный – ​очень важное технологическое решение, которое повышает ресурс ульяновских моторов.

Стержни для блоков цилиндров изготавливают на стержневом аппарате. Геометрия стержня – зер­каль­ное ото­бра­же­ние нужной час­ти от­лив­ки

Вообще, у «газовской» «литейки» очень хорошая репутация. Еще с середины 2000-х годов из Нижнего Новгорода везли в Минск отливки блоков ММЗ Д‑240 и Д‑245. Считалось, что блоки производства ГАЗ более качественные, чем изготовленные на Минском тракторном заводе. Поставляемые затем в Россию минские моторы Д‑245 как раз шли с российскими блоками. Мало кто знает, что с Горьковского автозавода в Заволжье поставляют и отливки блоков ЗМЗ‑406/405/409. Кроме того, именно ГАЗ освоил производство блоков цилиндров и головок для «средних» ярославских дизелей семейства ЯМЗ‑534/536. Обратите внимание, отливки блоков для четырех совершенно разных семейств двигателей! Все это подтверждает высокое качество нижегородского литья!

Из другой лиги

Между тем, литье блока или головки – ​крайне сложный технологический процесс, совершенно не сопоставимый с литьем заготовок для ступиц, маховиков, тормозных барабанов и дисков, корпусов коробок и редукторов. В блоке много особых приливов под сверление водяных и масляных каналов, повышенные требования к твердости чугуна и при этом, к его обрабатываемости. А еще важно максимально уменьшить вероятность возникновения пор в отливке. Если считать, что последними массовыми серийными чугунными блоками на Горьковском автозаводе были блоки ГАЗ-51, то нынешние блоки по качеству просто из другой лиги.

Для каждой литой детали применяется свой особый чугун, с определенными свойствами. Для головки блока цилиндров – ​высокопрочный чугун с вермикулярным графитом. Такой графит подобен кораллу или шарику из накрученного спагетти. Эти микроскопические «кораллы» работают в чугуне, как арматура в бетоне. В результате повышается марка чугуна, увеличивается сопротивление на разрыв и предел текучести.

Хотя и индукционная, электрическая, а все равно – печь. С сумасшедшей температурой и искрами раскаленного металла

На старом литейном производстве ГАЗа при работе с чугуном преимущественно использовали непрерывную ваграночную плавку. Вагранка – ​плавильная печь, где топливом служит уголь или природный газ. На новом производстве применяют электрические индукционные печи. Они экономичны и экологичны, с ними легче добиться стабильности состава чугуна, обеспечить строгое соответствие требуемым характеристикам. Индукционную плавку можно остановить, скорректировать состав чугуна, добавить легирующие компоненты. Кроме того, здесь нет разливочного ковша. Расплавленный чугун идет в заливочное устройство, разливка по формам ​автоматическая, с компьютерным управлением. Литье идет «в землю». Но на самом деле это не земля, а специальная формовочная смесь, состав которой задает компьютер.

Отливка блока цилиндров самая сложная операция. Так устанавливают стержневые пакеты в формовочную линию

Процесс формовки также автоматизирован. Форма для отливки блока состоит из двух частей, верхней и нижней. При прессовании формы есть возможность оказывать различное давление на каждую ее часть, как на внутреннюю сторону, так и на внешнюю. Смесь уплотняется так, как надо, что обеспечивает получение качественного отпечатка очень сложной формы. Автоматизированная формовочная линия длиной 130 метров уникальна по возможностям и при этом имеет высокую производительность. Формовка и заливка одной опоки занимает всего минуту! Линия способна безостановочно работать в три смены, обеспечивая высокое качество литья.

На новом заводе установлены высокоэффективные системы фильтрации воздуха и очистки промышленных выбросов, которые обеспечивают максимальную защиту окружающей среды. На предприятии создан центр проектирования и изготовления широкой гаммы литейной оснастки для заготовок из чугуна, а это значит, что станет проще воплощать в металле идеи конструкторов моторов.

Другие материалы по теме:

Линия независимости и пластик собственного производства

Люди и роботы – сварка кузова


«Рейс» теперь в Telegram
Подпишитесь, чтобы быть в курсе



Компания ЧЕТРА объявляет о радикальном пересмотре ценовой политики на экскаваторы. Теперь цены реализации клиентам находятся на уровне себестоимости приобретения техники из Китая.

Автоперевозки под тотальный контроль! Кому придется уйти из бизнеса?

Как усиление контроля над автоперевозчиками скажется на отрасли. Мнение эксперта.

Полноприводный вездеход БАЗ

Полноприводный вездеход БАЗ – возможны варианты

В последнее время в автомобилестроении развивают модульные конструкции. Многие знают термин «модульная платформа» применительно к легковым автомобилям. Теперь на нее можно посмотреть на отечественном грузовике. Знакомство с полноприводным вездеходом марки БАЗ продолжается

Галерея (3)

Хотя и индукционная, электрическая, а все равно – печь. С сумасшедшей температурой и искрами раскаленного металла
Стержни для блоков цилиндров изготавливают на стержневом аппарате. Геометрия стержня – зер­каль­ное ото­бра­же­ние нужной час­ти от­лив­ки
Отливка блока цилиндров – самая сложная операция. Так устанавливают стержневые пакеты в формовочную линию

Комментировать





Поделиться