Галерея (10)


Самая новая разработка по карьерной теме – полноприводный шарнирно сочлененный самосвал «Тонар-Т-35» или «Тонар-7507»
Такие карьерные самосвалы – эксклюзивная техника, которую не будут списывать из-за устаревшего внешнего вида
Кроме седельного тягача, на основе такого шасси получится отличный «балластник» для буксировки тралов по бездорожью
На Т-35 6х6 мосты, кузов, рама, подвеска – все производства МЗ «Тонар»
Балки мостов сварные. Полуоси, ступицы и редукторы делают сами
Задняя балансирная подвеска Т-35 6х6 не требует никакого обслуживания
С интегральным капотом на «Тонар-Т-35» очень удобный доступ к двигателю
Главная > Статьи > Автомобили > Грузовики > Новый двигатель Cummins и три необычные машины с ним

Новый двигатель Cummins и три необычные машины с ним

Новый мотор серии QSZ13/ISZ13 прижился на тяжелых самосвалах машиностроительного завода «Тонар» и на спортивных гоночных автомобилях команды «КАМАЗ-Мастер»
Cummins QSZ13/ISZ13

У Cummins Inc. есть моторы, которые только-только начали выходить на российский рынок, и о них мало кто знает. Например, 13-литровое семейство рядных шестицилиндровых дизелей Cummins QSZ13/ISZ13.

Технические особенности двигателя Cummins QSZ13/ISZ13

Двигатели семейства QSZ13/ISZ13 разработаны специалистами Cummins Inc. в Англии, а производят их только в Китае, на совместном предприятии Dongfeng Cummins Engine Company (DCEC) в провинции Хубэй. Тринадцатилитровые моторы развивают максимальную мощность на 10-25 л.  с. больше, чем у других производителей двигателей в КНР, или вполне сопоставимую с большинством «европейских» 13-литровых дизелей. В какой-то степени это объясняется «честным» рабочим объемом 12,97 литра, в то время как у большинства конкурентов объем около 12,5 литра. У QSZ13/ISZ13 есть несколько настроек мощности. Самая маленькая – ​425 л. с. и крутящий момент 1966 Н·м, потом идут 450, 520 и 525 л.  с. Максимальная мощность – ​560 л.  с. при 1900-2000 об/мин и момент 2640 Н·м при 1200 об/мин.

Источник столь высоких характеристик – ​обычные ныне четыре клапана на цилиндр, интеркулер и, самое главное – ​турбонаддув. С турбиной Holset двигателю легко «дышать». Кстати, мотор не только мощный, но и экономичный. В сравнении с конкурентами он расходует на 6 % меньше топлива. Здесь хорошо отлаженный рабочий процесс и электронноуправляемая топливная система Cummins XPI с увеличенным до 2400 бар давлением распыла. Инженеры Cummins говорят, что на аналогичных двигателях других производителей давление распыла топлива в среднем составляет около 1800-2000 бар. Для информации, система Cummins XPI это не что иное, как Common Rail в особом исполнении.

Диапазон мощности мотора от 425 до 560 л. с. и момент до 2640 Н·м

Автопоезд на 140 тонн

В начале 90-х годов «Тонар» воспринимали не иначе как производителя прицепов-автолавок. Сейчас из бывшего кооператива с почти ленинским лозунгом «Товары народу» вырос машиностроительный завод «Тонар». В 2011 году здесь начали производить седельные тягачи с колесной формулой 6х4, а в 2013-м — карьерные самосвалы. Наладили сотрудничество по двигателям с Cummins, в частности с Dongfeng Cummins Engine Company.

Был у губинских машиностроителей и самосвальный автопоезд с самым современным дизайном и при этом максимально функциональный – ​«Тонар‑7511» с прицепом «Тонар‑857951». Этот автопоезд с технически допустимой максимальной массой 140 тонн везет 95 тонн груза, тягач здесь чистопородный, шведский Volvo FH16 8х4 с мотором D16 мощностью 750 л.  с., а четырехосный прицеп и вся надстройка – ​«тонаровские». Плод совместной работы специалистов «Вольво Тракс Россия» и конструкторов завода «Тонар» впервые показали в 2018 году.

Очень перспективное направление для завода: 130-тонный автопоезд – трехосный капотный тягач «Тонар-45252» и сочлененный полуприцеп «Тонар-95405»

С 2016 года завод выпускает для якутской компании «АЛРОСА» 130-тонный автопоезд собственной разработки – ​трехосный капотный тягач «Тонар‑45252» и сочлененный полуприцеп «Тонар‑95405». На тягаче установлен 19-литровый дизель Cummins QSK19-C600, мощностью 600 л.  с./2644 Н·м, гидромеханическая 7-диапазонная АКП Allison 4700 с ретардером.

Карьерные самосвалы, которым нельзя на обычные дороги

Еще одна премьера 2018 года – ​капотный карьерный самосвал «Тонар‑452510» 6х4 полной массой 67,3 тонны и грузоподъемностью 45 тонн. Здесь впервые в России был смонтирован двигатель Cummins QSZ13 с настройкой мощности 450 л.  с. и 2100 Н·м. Еще более тяжелый карьерный самосвал – ​трехосный «Тонар‑75010» 6х4, полной массой 86,5 тонны, который увезет 60 тонн груза. Двигатель тоже Cummins, но 540-сильный QSX15 объемом 14,95 литра и моментом 2400 Н·м.

Важная особенность заключается в том, что все «тонаровские» карьерные самосвалы, кроме «Тонар‑7511» на шасси Volvo FH16 8х4, не предназначены для работы на дорогах общего пользования. У них внешняя ширина 3350 мм, ведущие оси Hande Axle под нагрузку в 25 и даже 35 тонн (получается 50 и 70 тонн на тележку), шины с посадочным диаметром 25 дюймов. То есть размер шины 14,00 R25, а это даже не 325/95 R24, и не 13,00 R22,5, и тем более не 315/80 R22,5… Огромные колеса! При этом «карьерники» имеют длину, сопоставимую с обычными четырехосными самосвалами, и помещаются в четырехметровый габарит высоты. Место их работы – ​карьеры, большие стройки и особые, технологические дороги. От завода-изготовителя к месту прописки такой самосвал доставляют как танк – ​на железнодорожной платформе. А стремясь максимально обезопасить и сократить перегон по улицам и трассам, его сопровождают машины с «мигалками», как «негабарит».

На основе такого шасси получится отличный «балластник» для буксировки тралов по бездорожью

Оптимизируя производство, на машиностроительном заводе «Тонар» отказались от выпуска некоторых моделей карьерных самосвалов, заменив их более новыми. Сняли с производства бескапотный «Тонар‑4525», и теперь все «карьерники» строят только с капотной компоновкой. Стилистически эти машины выглядят как нечто среднее между классическими американскими дальнобойными грузовиками и советскими самосвалами МАЗ‑525 и 530. Карьерные самосвалы – ​штучная, эксклюзивная техника, которую не списывают через 10 лет из-за устаревшего внешнего вида. Если машины будут просты, недороги в эксплуатации и надежны, то они обречены на долгую жизнь.

Самосвал со сломанной рамой

Самая новая разработка по карьерной теме – ​полноприводный шарнирно-сочлененный самосвал «Тонар-7507» или Т-35. Первую машину показали на заводе в мае 2021 года, в дни проведения выставки СТТ. Полная масса грузовика 65 тонн, грузоподъемность 35 тонн, объем кузова с «шапкой» 20 м3, колесная формула 6х6. Главное отличие от выпускаемых ранее «тонаровских» карьерных самосвалов, а также от общестроительных самосвалов других производителей – ​отсутствие на переднем мосту шкворневых узлов и поворотных цапф. Передний мост шарнирно-сочлененного автомобиля или трактора – ​это еще один ведущий мост, типа заднего или среднего, без каких-либо ШРУСов, с обычными полуосями. Ломаться здесь нечему. Узел сочленения собран на огромных конических подшипниках и находится сзади кабины.

«Складывающаяся» рама обеспечивает отличную маневренность, а полный привод, автоматическая коробка Allison 4500 с гидротрансформатором и огромные колеса 26,5 R25 гарантируют высочайшую проходимость. Машина предназначена для транспортировки сыпучих грузов в условиях бездорожья. Если абстрагироваться от самосвальной установки, то «Тонар‑7507» может работать и как тягач, буксировать прицепы или полуприцепы, перевозить трубы, железобетонные конструкции или оборудование.

Из других особенностей конструкции «Тонар‑7507» – ​полностью гидравлическое, без всякой механики, рулевое управление. На узле сочленения смонтированы два силовых гидроцилиндра, а рулевое колесо соединено через вал с гидрораспределителем. Колесные рабочие тормоза с высокоэффективными многодисковыми механизмами, работающими в масляной ванне. Такая тормозная система – ​обычное дело для подобных машин. Задняя подвеска балансирного типа, но не на рессорах, и не на пневмоподушках. И даже не на пружинах от железнодорожных вагонов. Здесь используются цилиндрические упругие резиновые элементы. Мосты держат реактивные штанги с «ушастыми» сайлентблоками. То есть это почти американская подвеска Hendrickson для сверхтяжелых условий эксплуатации – ​практически эталон надежности. Точнее, российский аналог Hendrickson. Передняя подвеска тоже на упругих резиновых элементах. Она предельно функциональна: скорость движения сравнительно небольшая, ходы подвески невелики, а любая резина работает и как пружина, и как амортизатор. При этом в отличие от стали, хорошая резина не боится морозов.

В качестве двигателя здесь опять решили использовать дизель Cummins QSZ13, с настройкой 450 л.  с./2100 Н·м, но, как альтернатива, возможно применение отечественного ЯМЗ‑6585 V8, 14,86 литра, 420 л.  с./2100 Н·м. Особенность адаптации двигателя на полураму самосвала – ​применение двух сравнительно небольших радиаторов охлаждения двигателя вместо одного, огромного и дорогого. Небольшие – ​это примерно в полтора раза больше, чем у КАМАЗа-5320…

Раму, все три ведущие моста, детали подвески, кабину и самосвальный кузов изготавливает «Тонар». Рама сварная, переменного сечения по высоте, закрытого типа, то есть прямоугольная «труба». Балки мостов тоже сварные. Полуоси, ступицы и редукторы также делают сами. Барабаны привозят из Кольчугино, чугунные, алюминиевые и стальные отливки из Рязани, пластмассовые детали из Лакинска. Рама и подвеска выполнены с запасом, а сейчас готовят к выпуску сочлененный самосвал под 40-45 тонн груза. Отличия у «Тонар-Т‑45» будут только в кузове и шинах увеличенного размера 29,5 R25.

Завод планирует изготавливать около сотни сочлененных самосвалов «Тонар‑7507» в год, что составляет примерно 25-30 % от потребности российского рынка в такой технике.

Еще про двигатели Cummins:

Самый популярный в России

Производство и сервис

Особенности эксплуатации

Галерея (10)

Самая новая разработка по карьерной теме – полноприводный шарнирно сочлененный самосвал «Тонар-Т-35» или «Тонар-7507»
Такие карьерные самосвалы – эксклюзивная техника, которую не будут списывать из-за устаревшего внешнего вида
Кроме седельного тягача, на основе такого шасси получится отличный «балластник» для буксировки тралов по бездорожью
На Т-35 6х6 мосты, кузов, рама, подвеска – все производства МЗ «Тонар»
Балки мостов сварные. Полуоси, ступицы и редукторы делают сами
Задняя балансирная подвеска Т-35 6х6 не требует никакого обслуживания
С интегральным капотом на «Тонар-Т-35» очень удобный доступ к двигателю

Комментировать





Поделиться