Самый популярный иностранный мотор в России: в чем его секрет?
Cummins ISF 2.8 для ГАЗели (и не только)
Благодаря двигателям Cummins ISF 2.8, российская «ГАЗель» стала дизельным автомобилем. С момента вывода на российский рынок осенью 2010 года «ГАЗели Бизнес», выпущено более четверти миллиона «ГАЗелей» с ISF 2.8. Он и сегодня остается единственным реальным дизелем для «ГАЗелей», в том числе для версий Next и NN. Экономичность, высокая мощность и крутящий момент, привод ГРМ цепью (более надежный, чем зубчатым ремнем), а теперь и отлаженный сервис и снабжение запчастями – главные достоинства мотора. Сейчас Горьковский автозавод применяет Cummins ISF 2.8 увеличенной мощности – не 120 л. с./270 Н·м, как раньше, а 150 л. с. при 3400 об/мин и 330 Н·м при 1800-2600 об/мин. И он действительно хорош для грузовиков полной массой 3,5 и даже 4,6 тонны, а также для автобусов на 20 пассажиров.
В Нижнем Новгороде не ограничиваются применением ISF 2.8 только на «ГАЗелях», этот же мотор ставят и на весьма перспективный бескапотный «Валдай Next». У камазовского «Компаса» – конкурента «Валдая», тоже Cummins, но ISF 3.8. Кроме горьковских грузовиков, с Cummins ISF 2.8 в России продаются китайские LCV компании Foton Motors и пикапы Foton Tunland.
Рядные «шестерки» Cummins для грузовиков и автобусов
За 15 лет работы завод «Камминз КАМА» изготовил 100 тысяч двигателей: «четверок» Cummins ISBe4.5, шестицилиндровых моторов Cummins ISBe6.7 и Cummins ISL 8.9. Диапазон мощности этих моторов от 140 до 400 л. с., момент от 550 до 1700 Н·м. Рядные «шестерки» ISBe6.7 успешно используют на самосвалах КАМАЗ‑65115 и автобусах НЕФАЗ. Cummins ISL 8.9 применяют на грузовиках тяжелого семейства 6520, в том числе и на КАМАЗ‑6520 «Люкс», с кабиной поколения К4. Моторы из Набережных Челнов имеют локализацию свыше 60 %. Сейчас уже порядка 115 компонентов по двигателям ISBe завод получает от российских предприятий.
Чтобы понять, насколько широко моторы Cummins ISBe6.7 и ISL 8.9 распространены в России, надо к ежегодному выпуску двигателей «Камминз КАМА» добавить еще и продаваемые на российском рынке грузовики Dongfeng, а также голландский DAF LF и чешскую AVIA. Двигатель Tector на IVECO Cargo – это бывший Cummins ISB5.9, а DC07 на Scania L‑серии – это также Cummins ISBe6.7. К тому же многие китайские автобусы, например, Yutong и Higer, поставляют в Россию тоже с «Камминсами».
13-литровый двигатель Cummins
Но у Cummins Inc. есть моторы, которые только-только начали выходить на российский рынок, и о них мало кто знает. Например, 13-литровое семейство рядных шестицилиндровых дизелей Cummins QSZ13/ISZ13. В России для этих моторов нашли просто диаметрально противоположное применение: на тяжелых самосвалах машиностроительного завода «Тонар» и на спортивных гоночных автомобилях команды «КАМАЗ-Мастер».
Двигатели семейства QSZ13/ISZ13 разработаны специалистами Cummins Inc. в Англии, а производят их только в Китае, на совместном предприятии Dongfeng Cummins Engine Company (DCEC) в провинции Хубэй. Это один из пяти заводов Cummins в КНР, открытый еще в 1996 году. Сейчас там выпускают моторы серий B4.5 и В6.7, «шестерки» C8.3, а также Cummins L и ISLe 8.9 в автомобильном и промышленном исполнениях. Есть моторы, которые специально выпускают для морских и речных судов. Самый большой и мощный мотор в линейке DCEC поставили на конвейер в 2015 году. Тогда изготовили первые 228 моторов, а уже в 2018-м выпустили почти 40 тысяч DCEC Z13. По планам, завод способен ежегодно выпускать свыше 80 тысяч 13-литровых дизелей.
У QSZ13/ISZ13 есть несколько настроек мощности. Самая маленькая – 425 л. с. и крутящий момент 1966 Н·м, потом идут 450, 520 и 525 л. с. Максимальная мощность – 560 л. с. при 1900-2000 об/мин и момент 2640 Н·м при 1200 об/мин.
Индексация двигателей Cummins
У двигателей Cummins есть своя система кодирования моделей и исполнения. Первые две буквы – назначение мотора. IS – двигатель для автомобилей, автобусов и коммерческого транспорта, эксплуатируемых на дорогах с твердым покрытием. QS – промышленный двигатель для внедорожной и специальной техники, для дизельных электростанций большой мощности. Конструктивные отличия двигателей QS от IS – прежде всего, в настройке топливной аппаратуры, в программах управления двигателем, в системе нейтрализации отработавших газов. Третья буква – это модель двигателя. Практически всегда, чем дальше буква от начала английского алфавита, тем больше рабочий объем. G или Z – двигатель для тяжелых, большегрузных транспортных средств. B – для средне- и крупнотоннажных ТС, пожарных машин и машин скорой помощи. F – для легковых автомобилей, пикапов, внедорожников, грузовых автомобилей и LCV малой грузоподъемности. Цифры 11, 12 или 13 – округленный объем двигателя в литрах, E5 – соответствие экологическому классу Евро‑5.
Еще про Cummins:
Мотор с именем. Дизель для «ГАЗели»
Двигатели Cummins. Производство и сервис
Официально поставляемые на российский рынок прицепы бренда KAILE аналогичны по техническим характеристикам и комплектации популярным моделям европейских брендов.
Где и сколько стоит топливо: 9 декабря
Рационализм при выборе подержанного фургона Citroen Jumper диктует отмести машины моложе 2014 года. Они и дороги, и окупятся не скоро