ATLANT и ARGO: новые LCV Sollers на улицах Москвы
Выбираем из «китайцев»
Просто не верилось, что вместо более чем успешных на российском рынке LCV Ford Transit там все же станут выпускать китайские JAC Motors. Казалось бы, уж если ныне приходится выбирать только из «китайцев», то есть же компания JMC. Jiangling Motors Co с 1997 года выпускает Ford Transit для китайского рынка на совместном предприятии JMC-Ford. К примеру, автобус Transit носит название JMC Touring JX6581MC5. И выпускают в КНР не только Ford Transit. Есть еще JMC Veyron, то есть Ford Cargo Н566 с измененным фасадом кабины.
Шли упорные разговоры о выборе партнером для Sollers именно JAC, но эти слухи не комментировали. Однако 14 декабря 2022 года в Москве состоялась первая официальная презентация новой продукции автозавода – автомобилей Sollers Atlant и Sollers Argo, лицензионных LCV компании JAC Motors. Это заднеприводные автомобили полной массой от 2,5 до 4,2 тонны.
Потенциал автозавода
В последние несколько лет Sollers провел очень серьезные инвестиции в автозавод в Елабуге. После 2019 года, с уходом компании Ford из России, выпуск легковых автомобилей этой марки прекратили не только на заводе во Всеволожске, но и в Елабуге. Сохранилось только производство LCV Ford Transit и его начали активно расширять. Уже в 2021 году выпуск «Транзитов» на заводе «Форд СОЛЛЕРС Алабуга» вырос почти вдвое, до 21 тысячи автомобилей. В перспективных планах значилось увеличить выпуск Ford Transit до 85 тыс. автомобилей в год, при этом существенно поднять уровень локализации. На начало 2022 года локализация составляла 28 %. При этом с лета 2014 года кузовные панели к «Транзитам» штампуют тоже в Елабуге, на производстве ООО «Джошкуноз Алабуга». Такие объемы производства означают очень серьезное переоснащение конвейера. Напомним, что здесь очень серьезная автоматическая линия сварки кузовов и современная окрасочная линия с катафорезным грунтованием, с «вымачиванием» кузова в 11 ваннах – с полным погружением, с роботами на окраске. Раньше на этой линии окрашивали и Transit, и легковые Ford Kuga.
В 2023 году планировали открыть свой моторный завод под «фордовские» дизели. С 2015 года в Елабуге выпускали бензиновые моторы линейки TI-VCT Sigma, объемом 1,6 литра, которые ставили на Ford Fiesta, EcoSport и Ford Focus российской сборки. Этот завод двигателей был на 95 % автоматизирован. После ухода легкового Ford из России этому заводу решили дать вторую жизнь, перепрофилировав его под выпуск «транзитовских» моторов. Добавили новое оборудование: инвестиции в новую линию по обработке блоков цилиндров составили 627 млн рублей. Теперь на этом отлаженном, высоко автоматизированном производстве будут выпускать JAC Sunray, которые в России будут называться Sollers Atlant. Семейство «Атлант» будет флагманским на заводе «СОЛЛЕРС Алабуга». Другие модели, поставленные на конвейер в Елабуге – JAC N25 и JAC N35, которые получили имя Sollers Argo.
Надо отдать должное руководству компании Sollers – в той непростой и напряженной ситуации, в которой находится сейчас Россия, им удалось довольно быстро адаптировать свое производство под выпуск новой продукции. Помогла и введенная Правительством РФ упрощенная сертификация, допускающая отклонения от Техрегламента о безопасности колесных транспортных средств.
Атланты держат небо…
Когда-то Александр Городницкий написал песню «Атланты», где есть такие строки: «Стоят они навеки, уперши лбы в беду. Не боги – человеки, привычные к труду. И жить еще надежде до той поры, пока Атланты небо держат на каменных руках». Ну, это так, к слову пришлось…
В Китае JAC Sunray выпускают с 2011 года и внешне автомобиль очень напоминает Mercedes-Benz Sprinter второго поколения. В Германии такой «Спринтер» стоял на конвейере с 2006 по 2014 год, затем появилась рестайлинговая версия. А самый свежий – это уже Sprinter 2018 модельного года. Напомним, что долгое время в Германии, на одном и том же заводе одновременно выпускали Mercedes-Benz Sprinter и Volkswagen Crafter. Китайцы утверждают, что не только по агрегатам, но и по кузовным панелям у JAC Sunray нет 100 % копирования немецкой звездной модели. Кстати, эмблема JAC – тоже звезда, но пятиконечная.
У JAC Sunray (а теперь уже и у Sollers Atlant) несущий кузов с мощными коробчатыми продольными лонжероны. Лучше всего их видно на шасси под установку бортовых платформ и фургонов. Кстати, конструктивно несущий кузов Sunray схож не только со Sprinter и Crafter, но и с Ford Transit. У цельнометаллического фургона Sollers Atlant три варианта высоты крыши и три длины, при этом колесная база одна – 3570 мм. То есть три исполнения длины кузова получаются за счет изменения только заднего свеса, середина кузова и сдвижная дверь всегда одинаковые. В самом высоком исполнении, внутри, от пола до потолка более 190 см. При внешней ширине в 2098 мм внутренний габарит 1845 мм. По этим размерам Sollers Atlant вполне сопоставим и с «ГАЗель Next», и с Ford Transit, а значит, получается достойная замена при постройке российских автобусов и карет скорой помощи.
Короткий Sollers Atlant с низкой крышей, вместимостью на 6-7 мест – серьезный конкурент не только классическому «Соболю-Бизнес» ГАЗ-2217, но и новому «Соболю NN». Особенно, если этого «китайца» еще и сертифицируют не как автобус, а как легковой автомобиль. По ходовке семейство Atlant сопоставимо и с Mercedes-Benz Sprinter, и с Ford Transit. Передняя подвеска – независимая, пружинная на стойках McPherson, то есть здесь нет поперечной композитной рессоры, как на первом поколении Sprinter. Задняя подвеска на малолистовых рессорах. Тормоза спереди дисковые, сзади барабанные. Рулевое управление с гидрорейкой.
Интересна ситуация с двигателями. Если на Ford Transit был один дизельный мотор, но с тремя разными настройками мощности, то на Sollers Atlant применяются два дизеля разного объема. Первый, объемом 2 литра (1947 см3) JAC HFC4DB1-2D, развивает 139 л. с. при 4000 об/мин и момент 310 Н.м при 2000–2800 об/мин. Второй, более мощный JAC HFC4DE1-1D объемом в 2,7 литра, 150 л. с. при 3200 об/мин и 355 Н.м при 1800–2600 об/мин. У обоих дизелей негильзованный чугунный блок, алюминиевая головка с четырьмя клапанами на цилиндр. Два распредвала установлены в головке, привод ГРМ – необслуживаемый, цепью. Двигатели выполняют нормы Евро-5, но технологии нейтрализации применяются разные. На двухлитровом моторе – EGR (рециркуляция отработавших газов) плюс регенерируемый сажевый фильтр, а на «большом» двигателе – SCR с впрыском мочевины. Оба мотора выпускает именно JAC Motors, но спрашивать о том, какие лицензии использует компания, сейчас бесполезно. Возможно, двигатель JAC HFC4DE1 2,7 литра – близкая родня Cummins ISF 2.8. Во всяком случае, конструктив весьма схож и на нем тоже стоит турбина Holset. Эти двигатели компания Sollers будет локализовывать в России в первую очередь.
На «Атлантах» применяется 6-ступенчатая механическая коробка передач. Корпус из алюминиевого сплава, разъем корпуса по вертикали, то есть картер тоннельный. Управление коробкой на тросах, а рычаг переключения установлен на панели приборов. Ведущий мост с гипоидным редуктором. Блокировки дифференциала нет. А жаль… В зависимости от полной массы может применяться односкатная ошиновка или спарка. Причем, ступицы ведущего моста с двойной ошиновкой сделаны очень серьезно – полностью разгруженными полуосями. И очень важной новостью о перспективах дальнейшего развития Sollers Atlant поделился председатель Совета Директоров ПАО «СОЛЛЕРС» Адиль Ширинов – года через два-три появятся и полноприводные «Атланты» 4х4.
Арго в центре Москвы
По индексам JAC N25 и JAC N35 россиянин может только предположить, что эти LCV имеют полную массу 2,5 и 3,5 тонны. В первом случае такая машина может ездить даже в центр Москвы и не только по дорогам «грузового каркаса». А это сейчас имеет особую ценность. Разобраться с конструкцией JAC N25/ N35, а также с Sollers Argo очень просто. Надо только знать, из чего и как сделан Hyundai Porter. Это видно даже внешне, по кабине. Как известно, в основе Porter неполноприводный вариант Mitsubishi Delica. Здесь тоже есть рама, передняя независимая подвеска на двойных поперечных рычагах с торсионами вместо пружин. Задняя подвеска – рессорная. На Sollers Argo передние шины 15-дюймовые, а задняя спарка с шинами 155/70R-13. То есть здесь все как на Hyundai Porter второго поколения. Разница только в том, что полюбившийся россиянам «Портер» у нас давно не выпускают и нового его не найти, а Sollers Argo уже продается. Кроме того, у Porter и Argo разные двигатели. Мотор на JAC N25/JAC N35 – не дизель Mitsubishi 2,5 литра, а свой двухлитровый (1999 куб. см) JAC HFC4DB2-1D мощностью 130 л. с. при 3600 об/мин, с моментом 285 Н.м при 2200–2600 об/мин. Двигатель идет в паре с 6-ступенчатой коробкой, также производства JAC. Второй двигатель у Sollers Argo – бензиновый двухлитровый (1997 см3) JAC HFC4GA3-3D 147 л. с. и 196 Н.м при 3000–4500 об/мин. Обратите внимание: всего 2 литра и мощность 150 л. с. – здесь тоже стоит турбина! В отличие от дизелей JAC с цепным приводом ГРМ, на бензиновом моторе привод зубчатым ремнем. Чем хорош бензиновый мотор при нынешних ценах на солярку – тем, что его можно перевести на газ. Пропан или метан – не важно… Баллоны на раме разместить легко. В пару бензиновому мотору идет 5-ступенчатая коробка, а у редуктора ведущего моста увеличенное передаточное число.
Будем ждать весны Пусть в названиях новых LCV компании Sollers и присутствуют элементы греческой мифологии (в этом нет ничего плохого), а ездить на этих коммерческих автомобилях придется не древним эллинам, а нашим российским перевозчикам. Под первый в истории Sollers тест-драйв выделили четыре «Атланта» с цельнометаллическими фургонами, с моторами 2,7 литра, 6-ступенчатыми коробками и одинарной ошиновкой ведущих колес. В Москве, в ночь перед презентацией шел хороший снег, кроме того маршрут проложили всего лишь вокруг квартала на Ленинском проспекте. Поэтому, ни динамично разогнаться, ни эффектно затормозить не удалось. Выше третьей передачи ехать не получалось. За более чем 20 лет журналисткой практики, этот тест-драйв, похоже, можно назвать самым непродолжительным. Более подробное знакомство с новыми автомобилями из Елабуги пообещали провести будущей весной. Но первые впечатления от «Атлантов» уже положительные. Будем ждать весны!
Еще по теме:
Обновлены статистические данные по дилерам LCV
Официально поставляемые на российский рынок прицепы бренда KAILE аналогичны по техническим характеристикам и комплектации популярным моделям европейских брендов.
Группа компаний «GROSS», основываясь на длительном опыте взаимодействия с крупными логистическими компаниями, прицельно развивает направление продаж шторных полуприцепов.
Покупка шин – одна из самых затратных статей любого автотранспортного предприятия или эксплуатирующей организации. От их характеристик, качества и ресурса зависит эффективность перевозок. При выборе шин во главу угла ставится стоимость километра их пробега
Его только как машину на подхвате использовать. Постоянные нагрузки и большие пробеги его быстро в хлам разнесут. Особенно это двигателя касается. Китайские моторы долговечностью не богаты, в лучшем случае 100 тыс км пройдет. А ремонтировать китайский мотор – это писец сколько гемора, мало кто берется за их восстановление.