Среднетоннажный грузовик HINO 300 с АКП. Экзотика или реальность?
Консерватизм и вишенка на торте
При работе на коротком плече грузоподъемность в 3-5, а потом и в 6-7 тонн во все времена считалась оптимальной. Такие машины чаще ходили с перегрузом, чем стояли в гараже в ожидании работы. А еще «среднетоннажники» невероятно консервативны по конструкции. Вне зависимости от марки грузовика, десятилетиями применялась только рессорная подвеска, практически также долго – барабанные тормоза, порой с гидроприводом, а также простейшие, хорошо если на 5 ступеней, коробки передач.
Все лучшие разработки, все самое перспективное и современное доставалось магистральным грузовикам. Не зря их называют «флагманами». Развозной сегмент LCV подпитывался конструктивными идеями от легковых автомобилей. И только «среднетоннажники» долгое время жили своей жизнью. Нормой считалось иметь с дюжину вариантов длины колесной базы и свеса, две-три настройки мощности двигателя, но не более того.
Однако лет 15-20 назад отношение к таким машинам стало постепенно меняться. В Европе к тому времени уже преимущественно оснащали грузовики полной массой до 12 тонн пневмоприводом тормозов – появилась возможность опционально устанавливать более мягкую пневмоподвеску на заднюю ось. Тормоза – дисковые, сначала на переднем мосту, потом уже и «по кругу», для большей эффективности. Если раньше из электронных приборов на автомобиле были только реле-регулятор напряжения и радиоприемник, то с появлением экономичных электронноуправляемых систем впрыска на дизелях уровня Евро‑3 и выше, начали устанавливать электронные системы-помощники водителя – типа ABS и ESP. Руль перестал быть просто «баранкой» когда на нем нашлось место обилию клавиш, а комбинация приборов пополнилась дисплеем. И сравнительно недавно на «среднетоннажники» начали устанавливать автоматические коробки передач. Это уже как вишенка на торте!
Тест на совместимость
В России мы считаем просто обязательным наличие классического «автомата» с гидротрансформатором на городском автобусе, постепенно привыкаем к роботизированным механическим коробкам на магистральных грузовиках, нам хотелось бы видеть на полноприводных самосвалах и балластных тягачах «автоматы» с гидромеханической передачей. Но АКП на «среднетоннажнике» – полная экзотика. А, между прочим, сейчас нет ни одного крупного российского города, который бы не «стоял в пробках». Не говоря о двух столицах и городах-миллионниках. Там так хочется забыть про манипуляции «кочергой» и про педаль сцепления…
Самые успешные на нашем рынке грузовики-иномарки полной массой до 8 тонн – японские Hino, Isuzu, Mitsubishi Fuso Canter и корейские Hyundai HD78. До последнего времени их оснащали только механическими коробками. Среднетоннажные грузовики «большой семерки» серьезно проигрывают в российских продажах этим «азиатам», и у «европейцев», похоже, и в мыслях нет устанавливать автоматическую коробку на грузовики этого сегмента. «Группа ГАЗ» сейчас разрабатывает свою АКП, но она в первую очередь ориентирована на Павловский автобусный завод.
Казалось, что понятия «среднетоннажник» и «автомат» у нас еще долго будут несовместимы. Поэтому было полной неожиданностью узнать о старте в начале 2021 года продаж в России японских грузовиков HINO 300 с автоматической коробкой передач.
Что интересно, HINO 300 с «автоматом» это не одна машина, а две. Первая – полной массой 3,5 тонны, то есть фактически LCV, с более чем понятными конкурентами в виде «ГАЗели Next», Ford Transit, Mercedes-Benz Sprinter, Volkswagen Crafter и IVECO Daily. В числе достоинств HINO 300 с АКП, кроме самого «автомата», – прочная лонжеронная рама и совершенно беспроблемная передняя подвеска с неразрезной балкой, шкворнями и рессорами. Вторая машина имеет полную массу 8 тонн, и это полноценный грузовик, построенный по традиционным канонам.
Зачем «среднетоннажнику» АКП
Преимущества АКП на среднетоннажных грузовиках:
– Существенно снижается нагрузка на водителя, он меньше утомляется, что положительно влияет на безопасность движения;
– В отличие от большинства роботизированных механических коробок, АКП с гидротрансформатором совершает быстрые и комфортные переключения передач, без клевков и пауз;
– С АКП легче начать движение на подъеме – автомобиль не скатывается назад, нет повышенной пробуксовки сцепления, нет необходимости использовать Hill Hold или Hill Starting Aid;
– Нет необходимости переключаться на нейтраль при остановках на светофоре;
– Благодаря тому, что гидротрансформатор сглаживает динамические нагрузки и вибрации, увеличивается ресурс карданного вала и прочих деталей трансмиссии;
– Практически невозможно «перекрутить» двигатель по оборотам;
– В сравнении с механическими коробками, нет традиционно изнашиваемых деталей: «корзины», ведомого диска сцепления, выжимного подшипника, деталей привода;
Для справки
Не секрет, что установка автоматической коробки передач вместо механической увеличивает стоимость автомобиля. Исходя из рекомендованных ООО «Хино Моторс» розничных цен для HINO 300 полной массой 3,5 тонны, доплата за АКП составляет 200 000 рублей, для «трехсотки» полной массой 8 тонн цена увеличится на 183 тысячи. Пока объемы продаж HINO 300 с АКП небольшие, но, судя по прогнозам маркетологов, грузовики востребованы во многих крупных городах России. Планируются отгрузки в Санкт-Петербург и Нижний Новгород, Иркутск и Красноярск.
Читайте на Рейс.РФ:
Официально поставляемые на российский рынок прицепы бренда KAILE аналогичны по техническим характеристикам и комплектации популярным моделям европейских брендов.
Группа компаний «GROSS», основываясь на длительном опыте взаимодействия с крупными логистическими компаниями, прицельно развивает направление продаж шторных полуприцепов.
Покупка шин – одна из самых затратных статей любого автотранспортного предприятия или эксплуатирующей организации. От их характеристик, качества и ресурса зависит эффективность перевозок. При выборе шин во главу угла ставится стоимость километра их пробега