Галерея (39)


Рессоры на обеих управляемых осях – полуэллиптические, пятилистовые, со скользящей задней опорой
Китайская коробка управляется телескопической тягой
Для неразрезных мостов МЗКТ применяют пневмопривод тормозов
При такой колесной базе «четырехосника» 8х8 все агрегаты трансмиссии располагаются довольно свободно
Раздатки и автоматические коробки передач МЗКТ делает сам. Механические КП чаще всего покупают
Трещотки могут быть с автоматической регулировкой зазоров
ZF WSK440 не обычная гидромуфта, а полноценный гидротрансформатор
Барабанные тормоза передних осей обходятся без энергоаккумуляторов
Рулевой привод на вторую управляемую ось выполнен с маятником
Аварийный или дублирующий гидронасос ГУРа стоит на редукторе второй управляемой оси. Важная опция
Перед коробкой-«роботом» ZF AS-Tronic смонтирован преобразователь крутящего момента ZF WSK 440
Диаметр шкворня полуприцепа можно выбрать: 2 или 3,5 дюйма
Беззазорный фаркоп нужен при сцепке двух тягачей в единую «упряжку»
В ступицах планетарные редукторы. Колеса крепятся не клиньями, а гайками
Балансир задней подвески у МЗКТ всегда был прочнее «мазовского»
На втором и третьем мосту применены проходные редукторы. Есть блокировки дифференциалов
Эти обтекатели не только защищают ресиверы и баки от грязи, но и придают тягачу более «гражданский» вид
Резервуар омывателя ветрового стекла смонтирован под полом кабины
Весь интерьер стандартный от МАЗ-5440. По качеству отделки уже более-менее близкий к европейским «бюджетникам»
В кабине, над лобовым стеклом, размещен цифровой тахограф
У нынешних МАЗов довольно интересная обивка дверей
В дверях установлены электростеклоподъемники, есть обдув стекол
У нового тягача внешность гораздо интереснее, чем у прежнего поколения
У тягачей прошлого поколения – МЗКТ-7416 – тоже стояла кабина МАЗ-5440, но с фасадами в другом оформлении
Бампер, подножки и облицовка радиатора все это оригинальные детали, разработанные специалистами МЗКТ
Одной запаски для четырехосного тягача, причем работающего на бездорожье, может быть и мало
За кабиной полно места. Можно поставить и дополнительные радиаторы охлаждения, и любые баки
Моторы Paccar MX делают в Голландии, в Эйндховене, на заводе DAF
Диапазон мощности 13-литрового дизеля от 360 до 510 л. с.
В системе смазки есть и фильтр центробежной очистки масла
Теперь даже на вездеходы МЗКТ ставят резервуар для мочевины AdBlue
У столбиковых ТНВД применены электромагнитные клапаны
За кабиной могут смонтировать маслобак для гидрофикации
Топливный фильтр-отстойник оберегает дорогостоящие форсунки и ТНВД
Под кабиной легко помещается не только голландский дизель объемом 13 литров, но и 17-литровая тутаевская «восьмерка»

Седельный тягач МЗКТ-750440 8х8

На Минском заводе колесных тягачей начинается производство автомобилей нового поколения МЗКТ-750440 8х8. Знакомимся с их конструкцией

Ходовая

На армейских тягачах МЗКТ применяется рама с лонжеронами особого профиля: в сечении – ​буква «Z», а не привычный швеллер. Причем высота профиля лонжерона – ​просто огромная: 646 мм. У семейства гражданских тягачей типа МЗКТ‑7416 и МЗКТ‑750440 рама с лонжеронами в виде швеллера высотой 310 мм и толщиной 8 мм, который усилен вставками на 8 мм.
Еще одна особенность рамы любых тягачей МЗКТ: у них буксирные устройства могут быть расположены и спереди, и сзади. Поэтому тягач может и толкать, и тянуть, а это важно при формировании особых «упряжек» в автопоезде из двух-трех тягачей для преодоления участков бездорожья или перевозки сверхтяжелых грузов. Высота седла в зависимости от шин и исполнения составляет 1480-1800 мм, на шинах 16,00R 20 при односкатной ошиновке высота ССУ составляет 1720 мм. Диаметр шкворня полуприцепа – ​2 или 3,5 дюйма.
Подвеска осей – ​зависимая рессорная, схожая с подвеской обычных тяжелых грузовиков. При этом задний конец коренного листа передней рессоры, как обычно, сделан скользящим, передний палец устанавливается в накладное ушко рессоры. Задняя балансирная подвеска изготовлена на обычных полуэллиптических рессорах, ступица балансира вращается на бронзовых втулках и заполнена трансмиссионным маслом. Лазить под тягачом со шприцем, набивая солидолом шаровые шарниры реактивных штанг, здесь не надо: везде установлены сайлентблоки, конструктивно аналогичные тем, что стоят на иномарках и МАЗах.
Допустимая нагрузка на передние мосты у МЗКТ‑750440 составляет по 10 000 кг, но номинальная – ​8,5 тонны на первую и 9,25 тонны на вторую ось. На задние оси приходится по 13 000 кг.
Тормоза – ​барабанные, с современным пневмоприводом, автоматической регулировкой зазоров, с энергоаккумуляторами и возможностью применения импортных комплектующих в пневмоаппаратуре. На всех версиях гражданских четырехосников рулевой привод выполнен с маятниковым рычагом для второй управляемой оси, ГУР для него сделан с выносным силовым гидроцилиндром. На среднем ведущем мосту установлен дублирующий насос гидроусилителя для обеспечения управляемости автомобиля, в случае если на ходу заглохнет мотор.
Шины тягачу подбирают в зависимости от будущей работы. При односкатной ошиновке на всех осях стоят широкие шины 16,00R‑20 или 445/65R 22,5, как на «7416». Здесь для повышения проходимости применена система изменения давления воздуха в шинах, управляемая из кабины. Такие шины дорогие и редкие: это может быть или «Белшина», или импортные, от Barum до Michelin. Видимо, возможна и двускатная ошиновка, такая же, как на МЗКТ‑7416. Здесь шины попроще: впереди 385/65R 22,5, а сзади и вовсе обычный размер 315/80R 22,5.

Кабина

Не зря говорят: ​кабина – ​лицо грузовика. Все заводские дизайнеры стремятся придать индивидуальность внешнему виду автомобиля. Но в отличие от тягачей военного назначения, где у МЗКТ есть свой сформировавшийся облик, столь же традиционный, как у армейских MAN или Land Rover Defender, гражданские машины из Минска все же неразрывно связаны с применением кабин МАЗ. В истории советского автопрома можно найти множество примеров, когда с изменением производителя автомобиля старались хотя бы немного, но поменять его внешность. Разное оформление облицовки было у МАЗ‑200 и ЯАЗ‑200, у ижевских и московских «Москвичей», у ГАЗ‑51 и УралЗИС‑355М… А в мировом автомобилестроении таких случаев «поиска своего лица» ​вообще не сосчитать. Поэтому не мудрено, что и на Минском заводе при создании тягачей нового поколения работали не только с двигателем, подвеской или трансмиссией, но и с кабиной. При том что на тягаче МЗКТ‑750440 установлена кабина МАЗ‑5440 с фасадом и боковыми обтекателями нового, оригинального дизайна.
Редкий случай в отечественном автопроме, когда названо имя дизайнера, разработавшего внешний вид автомобиля. Почему-то мы не знаем, кто создал удачный дизайн нижегородских модулей Next или всю облицовку для КАМАЗ‑5490… Экстерьер кабины и тягача в целом – ​разработка ведущего дизайнера завода Андрея Заболотного.
И раньше, для узнаваемости «Волата», на обычную «мазовскую» кабину устанавливали оригинальную стеклопластиковую облицовку. Почему стеклопластик? Потому что для кабин армейских тягачей здесь давно используют каркасно-панельную схему, и опыта работы с пластмассами специалистам МЗКТ – ​не занимать. У МЗКТ‑750440 новая облицовка радиатора, новый рисунок решетки радиатора с металлизированными пластмассовыми накладками обрамления. Также «металлом» окантованы блок-фары, установленные в бампере. Весь этот хром выглядит очень богато, подчеркивает индивидуальность тягача. Головная светотехника выполнена по четырехфарной схеме. Быть может, кто-то скажет, что на обычной для тяжелой сцепки скорости движения 50-60 км/ч (даже при 70-ти) не особо нужны дефлекторы, предотвращающие загрязнения зеркал заднего вида и панелей дверей… Но шины здесь широкие, большого наружного диаметра, с «зубастым» протектором – ​грязь с дороги поднимают и раскидывают щедро… Снаружи кабины, над лобовым стеклом, установлен противосолнечный козырек. На нем же смонтировали три стандартных желтых фонаря знака автопоезда и два светодиодных ходовых «огня».
Сам бампер тоже разработан заново. Он стальной, с декоративными накладками. Впереди – ​две буксирные проушины. Между управляемыми передними осями и задней тележкой установлены пластиковые спойлеры, закрывающие воздушные ресиверы и прочее навесное оборудование. Такие экраны нужны не столько для совершенствования аэродинамики огромного седельного тягача, сколько для уменьшения загрязнения ходовой части. Но и внешний вид явно стал интереснее, а это тоже важно.
Не имеет ничего общего с МАЗами оформление арок и крыльев. Кроме того, здесь не используют кабины с высокой крышей, так как в сочетании с высокой рамой, «рослой» подвеской и большими колесами автомобиль может выйти за ограничительный габарит 4 м. Не мудрено, что спальная полка здесь одна – ​для второй не хватает высоты, зато ширина матраца ​70 см. Однако как опцию можно заказать и кабину МАЗ‑6430 – ​с высокой крышей и двумя спальными местами.
Напомним, кабины Минского автозавода близки по габаритам к лучшим европейским. К примеру, ​Mercedes Actros или MAN TGX. У МАЗ‑5440/МАЗ‑6430 внешняя ширина 2460 мм, длина тоже достаточная – ​2150 мм, внутренняя высота 1850 мм. У МАЗ‑5440 мягкая четырехточечная пневмоподвеска кабины, отличная шумоизоляция. Интерьер сопоставим с бюджетными иномарками. Панель и комбинация приборов вполне удачные, пластик добротный, голого железа нет и в помине. Кресла на пневмоподвеске, с высокой спинкой – ​удобные и со встроенными ремнями безопасности. У рулевой колонки есть регулировка угла наклона. В базовую комплектацию входят зеркала с подогревом, цифровой тахограф, магнитола с CD-плеером, солнцезащитная штора, преобразователь напряжения на 12В с розетками. Есть даже подсветка подножек – ​совсем не лишняя опция при таких габаритах грузовика. Дополнительное оснащение: электростеклоподъемники дверей и зеркала с электроуправлением, встроенный кондиционер и климат-контроль, круиз-контроль и центральный замок, подогрев сидений.
У кабины МАЗ‑5440 пол, двери, боковины сварены из оцинковки. С 2011 года на МАЗе улучшилось качество покраски – ​смонтировали итальянские камеры Verta, применяют импортные двухкомпонентные краски, хотя красят вручную. Есть катофорезное грунтование, но из-за отсутствия больших ванн детали грунтуют поэлементно, до сборки. В любом случае, антикоррозионная стойкость «мазовских» кабин повысилась в разы.

Галерея (39)

Рессоры на обеих управляемых осях – полуэллиптические, пятилистовые, со скользящей задней опорой
Китайская коробка управляется телескопической тягой
Для неразрезных мостов МЗКТ применяют пневмопривод тормозов
При такой колесной базе «четырехосника» 8х8 все агрегаты трансмиссии располагаются довольно свободно
Раздатки и автоматические коробки передач МЗКТ делает сам. Механические КП чаще всего покупают
Трещотки могут быть с автоматической регулировкой зазоров
ZF WSK440 не обычная гидромуфта, а полноценный гидротрансформатор

Комментировать





Поделиться