Галерея (39)


Рессоры на обеих управляемых осях – полуэллиптические, пятилистовые, со скользящей задней опорой
Китайская коробка управляется телескопической тягой
Для неразрезных мостов МЗКТ применяют пневмопривод тормозов
При такой колесной базе «четырехосника» 8х8 все агрегаты трансмиссии располагаются довольно свободно
Раздатки и автоматические коробки передач МЗКТ делает сам. Механические КП чаще всего покупают
Трещотки могут быть с автоматической регулировкой зазоров
ZF WSK440 не обычная гидромуфта, а полноценный гидротрансформатор
Барабанные тормоза передних осей обходятся без энергоаккумуляторов
Рулевой привод на вторую управляемую ось выполнен с маятником
Аварийный или дублирующий гидронасос ГУРа стоит на редукторе второй управляемой оси. Важная опция
Перед коробкой-«роботом» ZF AS-Tronic смонтирован преобразователь крутящего момента ZF WSK 440
Диаметр шкворня полуприцепа можно выбрать: 2 или 3,5 дюйма
Беззазорный фаркоп нужен при сцепке двух тягачей в единую «упряжку»
В ступицах планетарные редукторы. Колеса крепятся не клиньями, а гайками
Балансир задней подвески у МЗКТ всегда был прочнее «мазовского»
На втором и третьем мосту применены проходные редукторы. Есть блокировки дифференциалов
Эти обтекатели не только защищают ресиверы и баки от грязи, но и придают тягачу более «гражданский» вид
Резервуар омывателя ветрового стекла смонтирован под полом кабины
Весь интерьер стандартный от МАЗ-5440. По качеству отделки уже более-менее близкий к европейским «бюджетникам»
В кабине, над лобовым стеклом, размещен цифровой тахограф
У нынешних МАЗов довольно интересная обивка дверей
В дверях установлены электростеклоподъемники, есть обдув стекол
У нового тягача внешность гораздо интереснее, чем у прежнего поколения
У тягачей прошлого поколения – МЗКТ-7416 – тоже стояла кабина МАЗ-5440, но с фасадами в другом оформлении
Бампер, подножки и облицовка радиатора все это оригинальные детали, разработанные специалистами МЗКТ
Одной запаски для четырехосного тягача, причем работающего на бездорожье, может быть и мало
За кабиной полно места. Можно поставить и дополнительные радиаторы охлаждения, и любые баки
Моторы Paccar MX делают в Голландии, в Эйндховене, на заводе DAF
Диапазон мощности 13-литрового дизеля от 360 до 510 л. с.
В системе смазки есть и фильтр центробежной очистки масла
Теперь даже на вездеходы МЗКТ ставят резервуар для мочевины AdBlue
У столбиковых ТНВД применены электромагнитные клапаны
За кабиной могут смонтировать маслобак для гидрофикации
Топливный фильтр-отстойник оберегает дорогостоящие форсунки и ТНВД
Под кабиной легко помещается не только голландский дизель объемом 13 литров, но и 17-литровая тутаевская «восьмерка»

Седельный тягач МЗКТ-750440 8х8

На Минском заводе колесных тягачей начинается производство автомобилей нового поколения МЗКТ-750440 8х8. Знакомимся с их конструкцией

Трансмиссия

Для полноприводного вездехода оптимальна коробка-автомат с гидромеханической передачей, переключением передач без разрыва потока мощности. Удивительно, но даже в тяжелые послевоенные годы, когда на Минском автозаводе создавалось производство тяжелых колесных тягачей, на МАЗ‑537 стояла именно автоматическая коробка с гидротрансформатором, планетарными редукторами в механической части, пусть и обеспечивающими всего три диапазона. Было очень сложно освоить технологию изготовления таких «автоматов». Но с той поры на всех минских супертяжелых вездеходах ставят только АКП и делают их именно на МЗКТ. Современные минские «автоматы» с ГМП уже совсем другие, под разные двигатели, с разным крутящим моментом: 6-диапазонные, с несколькими алгоритмами блокировки гидротрансформатора, которые обеспечивают экономичность автомобиля. Интересно, что благодаря особой трансмиссии минимально устойчивая скорость автопоезда с тягачом МЗКТ во главе может составлять всего 3 км/ч… Под моторы мощностью 600 л.с. и моментом 2400-2600 Н.м используют автоматическую коробку МЗКТ‑6561 с диапазоном передаточных чисел от 4,4 до 0,65, но где-то в 2,5 раза еще увеличивает числа гидротрансформатор. В зависимости от комплектации и требований перевозчика на вторичном валу коробки может быть установлен трансмиссионный гидродинамический замедлитель Voith VR 115H.
Кроме «родного» минского «автомата» с ГМП рассматривалась возможность установки на МЗКТ‑750440 особой трансмиссии производства ZF Friedrichshafen. Это модульный гидротранформатор ZF WSK 440, который устанавливается между коленвалом и маховиком. На маховике смонтировано однодисковое сцепление, но с долговечными керамическими накладками, а дальше идет практически обычная механическая коробка. Гидротрансформатор ZF WSK440 обеспечивает плавную, без ударов и рывков, передачу крутящего момента от двигателя к колесам, предотвращает пробуксовку сцепления и, соответственно, его износ, плавно увеличивает крутящий момент двигателя до трех раз. То есть если диапазон чисел у КП от 15,86 до 1,00, то на первой передаче в момент трогания будет число не 15,86, а больше 45. А для тяжелого автопоезда главное – ​тронуться с места, затем по мере увеличения скорости движения и уменьшения нагрузки коэффициент трансформации уменьшается почти до 1. А потом гидротрансформатор блокируется. Когда модульный преобразователь момента WSK 440 агрегатируется с 16-ступенчатыми КП Ecosplit, такой вариант трансмиссии называется ZF-Transmatic, а в сочетании с роботизированной КП AS-Tronic – ​тогда ZF-TC Tronic. Фактически сочетание такой гидромуфты и автоматизированной механической коробки – ​очень близкая альтернатива классической ГМП.
Однако коробка передач с модулем WSK – ​дорогой агрегат, выпускаемый небольшими тиражами. Его традиционно используют DAF, Iveco, MAN, Renault Truck, а также производители спецтехники: голландские Ginaf и Terberg, итальянская Astra, германские компании Toni Maurer, Faun и Titan Spezialfahrzeugbau. Даже Mercedes-Benz, при том что у него свое производство коробок и мостов, на супертягаче Actros 4160 SLT дополняет 16-ступенчатую «мерседесовскую» коробку MB G 240-16 модулем WSK 440. Основная область применения – ​тягачи, эксплуатируемые в составе сверхтяжелых автопоездов или специальная техника: тяжелые автокраны, пожарные автомобили и тому подобное.

Вариант трансмиссии подешевле – ​применение обычной механической 16-ступенчатой коробки, без всяких гидротрансформаторов. Такую схему уже отладили на тягаче МЗКТ‑7416, так же поступают и с МЗКТ‑750440. Но ставят не 16-ступенчатые коробки ZF Ecosplit, а китайские Fast Gear – ​это лицензионные американские коробки Eaton Fuller. Здесь сказываются хорошо налаженные связи между Белоруссией и КНР. Коробки Fast Gear начали ставить на МАЗы еще в середине 2000-х годов. Но на тягачи МЗКТ применяют не давно привычные для нас 9- или 12-ступенчатые коробки, а 16-ступенчатые 16JSD 240ТА под момент 2400 Н.м, с диапазоном чисел от 14,26 до 0,83. Удивительно, но в Россию не поставлялось ни одного грузовика из КНР с коробками 16JSD 240ТА, даже, помнится, на седельном тягаче 4х2 FAW J6 была установлена 16-ступенчатая ZF Ecosplit 16S 2520… Одна из особенностей комплектации МЗКТ‑750440 – ​применение двухдискового сцепления диаметром 430 мм, более долговечного для столь серьезного тягача.
Раздаточные коробки и ведущие мосты МЗКТ производит самостоятельно. На «гражданские» тягачи устанавливают двухступенчатую РК с блокировкой межосевого дифференциала, с числами 0,99 на первой и 1,57 на пониженном ряду. Управление  – ​только электропневматическое.
Карданы выполнены по стандарту ISO – ​с торцевыми шлицами, крепежом четырьмя болтами. Их производитель – ​гродненский завод «Белкард». Кстати, крестовины «БЕЛАЗов» и сверхтяжелых МАЗов всегда были больше размером, чем совсем не маленькие «мазовские».
Все ведущие мосты МЗКТ – ​только с разнесенной главной передачей, со ступичными планетарными редукторами. Но исполнение – ​разное. На армейских тягачах применяется независимая подвеска, и потому от центрального редуктора к планетарным момент подводится через приводные валы. А у «гражданских» МЗКТ‑7416 и МЗКТ‑750440 мосты сделаны по обычной для тяжелого грузовика схеме: они неразрезные, с балкой. Кроме того, все центральные редукторы мостов, кроме первого и последнего – ​проходные. Иначе невозможно было бы создавать версии тягачей колесной формулой 10х10 или 16х16. У четырехосников на двух задних мостах установлены блокирующиеся межколесные дифференциалы, но и у двух передних управляемых мостов дифференциалы тоже можно заблокировать. С полностью заблокированными дифференциалами на зубастой резине, да еще с подспущенными шинами – ​такой тягач по проходимости близок к гусеничному тягачу.
Передаточное число мостов тягачей МЗКТ‑7416 и МЗКТ‑750440-6,59; то есть больше, чем у тяжелых самосвалов МАЗ. У них в зависимости от применяемого двигателя, коробки передач и особенностей предстоящей работы самосвала или тягача перевозчикам предлагают несколько вариантов передаточных чисел ведущих мостов: 4,59/5,08 и 6,4.

Галерея (39)

Рессоры на обеих управляемых осях – полуэллиптические, пятилистовые, со скользящей задней опорой
Китайская коробка управляется телескопической тягой
Для неразрезных мостов МЗКТ применяют пневмопривод тормозов
При такой колесной базе «четырехосника» 8х8 все агрегаты трансмиссии располагаются довольно свободно
Раздатки и автоматические коробки передач МЗКТ делает сам. Механические КП чаще всего покупают
Трещотки могут быть с автоматической регулировкой зазоров
ZF WSK440 не обычная гидромуфта, а полноценный гидротрансформатор

Комментировать





Поделиться