Полноприводный автокран МАЗ: мосты с сюрпризом
![Полноприводный автокран МАЗ](https://img-reis.zr.ru/storage/2023/04/1680840609-zast-1024x661.jpg)
С дисками «наоборот»
Редуктор выполнен с неподвижной коронной (эпициклической) шестерней, а ступицу колеса вращает водило с четырьмя или пятью сателлитами. Наличие дополнительных понижающих передач в ведущих мостах (количество зубьев шестерен редуктора может быть разным в зависимости от модификации и назначения шасси) позволяет снизить нагрузки на полуоси и уменьшить размеры картера главной передачи, то есть увеличить дорожный просвет под балкой. Но это все общеизвестные факты, тем более что наши эксплуатационники, даже не имевшие в парках техники МАЗы, уже давно оценили достоинства колесных (ступичных) редукторов на грузовиках европейских марок. А вот вторая особенность мостов МАЗ – именно на полноприводных шасси – станет для многих сюрпризом.
![](https://img-reis.zr.ru/storage/2023/04/1680840088-06.jpg)
Еще издали, при беглом взгляде на машину, замечаешь… отсутствие внутренних задних колес. Внешние – на месте, и чашками дисков наружу. Абсолютно привычная картина, если смотреть строго в профиль и забыть, что перед нами вездеход 6х6. Но вид односкатных колес дисками «наоборот» сразу «режет» глаз. На отечественных «полноприводниках» («Урал», ГАЗ. ЗИЛ, КАМАЗ) диски всех колес стоят чашками внутрь – эти машины были изначально спроектированы с односкатными колесами и специальными «военными» мостами. Конструкция которых исторически восходит к Америке первой половины прошлого века, откуда, собственно, и унаследовали большинство узлов наши грузовики.
![](https://img-reis.zr.ru/storage/2023/04/1680840518-02.jpg)
Штатно и по спецзаказу
В послевоенный период у ведущих зарубежных фирм (а они умеют считать деньги) возобладал иной подход. На выпускаемых относительно малыми тиражами вездеходах применяли мосты с унифицированными балками, на которых тормозные механизмы размещены ближе к середине, что позволяет модифицировать одни и те же агрегаты для одно- и двускатной ошиновки колес.
![](https://img-reis.zr.ru/storage/2023/04/1680839980-05.jpg)
Так делают MAN, Volvo, Scania, IVECO и… белорусский МАЗ. Заглянув под автокран снизу, мы видим типично «коммерческие» мосты под двускатные колеса. Наружные диски к ступицам притянуты, а внутренних, что должны закрывать своими чашками тормозные барабаны, попросту нет. Что интересно, ступичные узлы в таких мостах размещены так же, как и на «чисто односкатных», ближе к периферии, поэтому нагрузки на подшипники и металлоемкость конструкции не увеличиваются. Подтверждает унификацию и заводской каталог – шасси семейства МАЗ‑6317, включая 6302 и прочие модификации, а также седельные тягачи семейства 6425, можно приобрести как в односкатном, так и в двускатном исполнении. Но, разумеется, такое техническое решение – отнюдь не догма, ведь совсем уже серьезная техника МАЗ и МЗКТ на четырехосных шасси, разработанная без оглядки на народнохозяйственное (а ныне – коммерческое) применение, оборудована привычными взгляду вездеходными мостами. И чашками колесных дисков наружу не зияет.
![](https://img-reis.zr.ru/storage/2023/04/1680840409-04.jpg)
Передний ведущий мост все трехосные вездеходы МАЗ также унаследовали от полноприводного «двухосника» МАЗ‑5434. Там такой же, как и на мостах тележки, конический (не гипоидный!) редуктор с главной парой 15:24, а суммарное передаточное число конкретно на шасси МАЗ‑6302С5-529-080 составляет 5,33. ШРУСы – со сдвоенными крестовинами. Предусмотрена возможность установки механизма блокировки межколесного дифференциала, но если на задние мосты таковой идет штатно, то на передний – по спецзаказу. Ну и, наконец, пятый дифференциал на этом трехосном шасси встроен в средний проходной мост, что исключает циркуляцию паразитной мощности в задней тележке и ускоренный износ шин. Принудительная блокировка для преодоления бездорожья здесь также предусмотрена.
![](https://img-reis.zr.ru/storage/2023/04/1680839749-untitled-1-656x1024.jpg)
Читайте также:
Сервисный контракт – это договор на регламентное техобслуживание автомобиля. Такую услугу предоставляет уполномоченный дистрибьютор грузовой техники SANY в России компания ODIN Group. Какую пользу получает владелец транспортного средства и как выполняет свои обязательства дилер?
Транспортная компания БСУ‑1 из города Тюмень проводит испытания шин Triangle модели TRD06. Делимся первыми результатами
Премьера грузовика КАМАЗ‑4555 «Атлант 50» состоялась на выставке MiningWorld Russia‑2024. Карьерный самосвал грузоподъемностью 50 тонн предназначен для перевозки скальной и смешанной породы. По этим параметрам новинка схожа с самосвалом-углевозом «Атлант 49», который пришел на смену европейским карьерным грузовикам