Дефицит двухосных тягачей: ждем помощь из Минска
20 % – это много или мало?
Долгие годы КАМАЗ и МАЗ конкурировали с иномарками, выпускаемыми в России, а также активно соперничали друг с другом. Между тем, производимые ежегодно (по оптимистическим оценкам) 40-45 тысяч камских и 15-20 тысяч минских грузовиков в сумме дают число, сопоставимое с выпуском большинства мировых производителей тяжелых грузовиков. Пусть из них седельных тягачей лишь 20 %, получается около 10-12 тысяч автомобилей. Тоже неплохо! Причем сейчас заводы работают в одну смену. Проблема в том, что в последние годы МАЗ поставлял в Россию только около 300 двухосных тягачей в год.
Из тех седельных тягачей 4х2 Минского автозавода, которые сейчас есть на российском рынке, настоящим флагманом является МАЗ‑5440Е9 с двигателем Mercedes-Benz ОМ501. Эти тягачи выпускают с 2006 года, и они в первую очередь ориентированы на зарубежные магистральные перевозки. Дизель ОМ501, это 12-литровая V-образная «шестерка» с турбонаддувом, интеркулером, четырьмя клапанами на цилиндр и индивидуальными для каждого цилиндра миниТНВД с электронным управлением впрыском – системой PLD. Немцы эти моторы ставили на Mercedes-Benz Actros до третьего поколения включительно.
По мнению многих российских перевозчиков, «срединной» настройки мощности V6 вполне достаточно для 40-44-тонного автопоезда. Это 408 л. с. при 1800 об/мин, момент 2000 Н·м при 1080 оборотов и 435 л. с./2100 Н·м. Настройки в 360 л. с./1850 Н·м используются редко, в основном на самосвалах, а 320 и 476 л. с. не используются вовсе. Технология нейтрализации типично «мерседесовская». Еще при переходе с Евро‑3 на Евро‑4 немцы первыми в Европе применили SCR – впрыск в отработавшие газы водного раствора мочевины AdBlue. У Daimler она называется Blue-Tec.
Внимание на индекс
Что, кроме кабины, позволяет всерьез сравнивать МАЗ‑5440Е9 с иномарками? Здесь применяются 16-ступенчатые коробки ZF Ecosplit германской сборки, ведущие гипоидные мосты MAN от семейства TGX/TGS, гидроусилитель руля ZF, импортная тормозная пневмоаппаратура и прочие полезные для ресурса компоненты. Понятно, что после введения санкций седельный тягач МАЗ в таком исполнении становится большой редкостью.
Обратите внимание на индекс после цифр 5440. По нему как раз и можно понять, какая это модификация тягача. На МАЗ‑5440С9 вместо двигателя Mercedes-Benz ОМ501 устанавливают российский ЯМЗ‑653, то есть лицензионный Renault dCi11 мощностью 420 л. с., коробку ZF 16S1820TO и ведущий гипоидный мост MAN. Есть модель 5440W8 с 400-сильным двигателем Cummins ISLe, 16-ступенчатой коробкой ZF Ecosplit или китайской Fast Gear 12JS200TA, ведущим мостом MAN или китайским гипоидным мостом Shaanxi Hande Axle. Можно подумать, что здесь опять сплошь импортные компоненты. Но это не так. Мотор Cummins ISLe и коробка ZF 16S1820TO могут быть российскими, с заводов «Камминз КАМА» и «ЦФ КАМА» из Набережных Челнов.
Кроме того, есть мотор WP12 китайской компании Weichai Power. Это двигатель объемом в 11,6 литра с несколькими настройками максимальной мощности: 375, 400, 430 и 460 л. с., крутящий момент от 1800 до 2200 Н·м. Этот мотор – результат глубокой модернизации широко известного в России семейства австрийских дизелей Steyr WD615, которые выпускают в КНР под именем WP10. Моторы Steyr WD615 в Китае распространены не меньше, чем у нас ЯМЗ, их ставят почти на все тяжелые грузовики разных местных марок, фронтальные погрузчики, грейдеры и другую спецтехнику, используют как промышленные и судовые дизели. Годовой объем производства WP10 и WP12 примерно по 220 тысяч моторов, то есть суммарно около 440 тысяч! А вообще, Weichai Power – одна из крупнейших моторостроительных компаний в мире. В 10-х годах Weichai Power выпускал более 800 тысяч двигателей ежегодно. В 2021-м появилась неофициальная информация, что компания выпустила свыше миллиона моторов. Здесь китайцы буквально дышат в затылок Cummins!
В парке под Минском
Белоруссия очень плотно сотрудничает с Китаем. В индустриальном парке «Великий камень» под Минском построено два новых завода. Это совместные предприятия с китайскими компаниями Weichai Power и Shaanxi Fast Gear – «МАЗ-Вейчай» и «Фаст-МАЗ», соответственно. Дизельные двигатели на «МАЗ-Вейчай» начали собирать еще в 2019 году, а «Фаст-МАЗ» заработал в конце 2020-го.
При работе в одну смену каждый из заводов способен ежегодно выпускать по 10 тыс. моторов и коробок передач. «МАЗ-Вейчай» выпускает дизели WP4, WP7 и WP12, «Фаст-МАЗ» производит 6-, 9- и 12-ступенчатые механические коробки передач. Тем самым закрывается потребность в силовых агрегатах для широкой гаммы ТС: от «среднетоннажников» до тяжелых грузовиков.
Читайте еще:
3 возможности справиться с дефицитом
Корейские тягачи, которые ждут в России
Смогут тягачи из Китая заменить «европейцев»?
Официально поставляемые на российский рынок прицепы бренда KAILE аналогичны по техническим характеристикам и комплектации популярным моделям европейских брендов.
Журнал «Рейс» и компания «БетонТехСтрой» начали совместный проект по оценке качества и ресурса моторного масла LUBRIGARD FLEETMAX PRO CNG LA 10W‑40, предназначенного для автомобильной и специальной техники, работающих на газовом топливе
Группа компаний «GROSS», основываясь на длительном опыте взаимодействия с крупными логистическими компаниями, прицельно развивает направление продаж шторных полуприцепов.