Атмосферный дизель для «Беларуса». Проверен временем
Дизельная классика
Новый трактор «Беларус-82.3» собран на полурамном остове, представляющем собой жесткий блок из картеров агрегатов трансмиссии (кроме переднего моста), к которому притянуты болтами два продольных лонжерона полурамы, замкнутые поперечным брусом. Спереди на полураме установлены двигатель и шарнирно качающийся на продольном шкворне передний мост. Цифра 2 в обозначении модели указывает на два ведущих моста. Колесная формула машины 4К4а, где первая четверка – общее количество колес, вторая – количество ведущих, а буква «а» указывает на меньший диаметр передних.
Двигатель – проверенный временем (с 1974 года!) четырехцилиндровый атмосферный дизель ММЗ Д‑243, выпускаемый тоже в Минске. Разработанный специально для тракторов, 81-сильный 4,75-литровый агрегат базируется на чугунном блоке цилиндров со сменными «мокрыми» гильзами. Головка блока восьмиклапанная, и тоже отлита из чугуна. Привод ГРМ – штангами от расположенного в блоке распредвала. Шестеренный привод распредвала и вспомогательных агрегатов расположен со стороны носка коленвала.
Главное отличие двигателя новой машины от тех, что ставили ранее, – в топливной аппаратуре. В современной версии выхлоп соответствует экологическим нормам Stage II, что не потребовало внедрения управляющей электроники. По-прежнему мы видим четырехплунжерный рядный ТНВД, управляемый перемещением рейки, и тоже механическую «глушилку» с тросиковым приводом из кабины машиниста. Не имея электронно-управляемых форсунок, эта классическая аппаратура переваривает дизельное топливо практически любого качества, и даже жесткое ионизирующее излучение от произошедшего неподалеку ядерного взрыва не выведет мотор из строя. Если где-то замкнет и сгорит вся электропроводка, дизель с механическим впрыском будет работать, пока в баке есть топливо.
Вперед-назад
Трансмиссия машин семейства «БЕЛАРУС‑80» до недавнего времени была тоже чисто механической, и управлялась только передвижением шестерен на валах вручную. Но именно на модели 82.3 появился первый узел с электрогидравлическим управлением – многодисковая муфта подключения переднего моста. Решение это было ранее реализовано на тракторах МТЗ более старшего, «второго» тягового класса. И вот настал черед внедрить его и на 80-й серии. Раздаточную коробку упразднили, ее функцию выполняет расположенная в коробке передач многодисковая гидроподжимная муфта, от которой к переднему мосту ведет однозвенный карданный вал. Промежуточной опоры прежних двух валов (на сленге механизаторов – «поросенка») теперь нет, как и нет проблем, связанных с износом фрикционной муфты упраздненного узла. Шестеренный гидронасос с независимым приводом от маховика двигателя создает давление в рабочем цилиндре муфты по команде трехпозиционного клавишного переключателя в кабине машиниста. Прежнего механического рычага включения переднего моста теперь нет. Сохранены все три режима работы: «ПВМ отключен», «ПВМ принудительно подключен» и «ПВМ подключается автоматически по сигналу датчика пробуксовки задних колес».
Второе новшество в трансмиссии – совмещенный с понижающим редуктором реверс-редуктор, установленный на входе в коробку передач. Ранее можно было выбрать что-то одно: либо «понижайку», дающую 18 передач, либо реверс в комплекте со всего лишь девятью передачами. А многим хотелось и то и другое одновременно. И вот, пожалуйста! Машинист, включив предварительно нужную ступень в понижающем синхронизированном редукторе (рычаг «заяц-черепаха» расположен слева от руля), оперирует далее рычагом переключения диапазонов и передач (справа от руля). В 9-ступенчатой КП теперь нет двух задних передач. Они не нужны, поскольку слева от сиденья установлен рычаг реверс-редуктора, позволяющий быстро, и на любой из восемнадцати ступеней, направить вращение валов КП в обратную сторону. Основное достоинство такой схемы даже не в том, что задних передач теперь тоже 18, а в том, что все они полноценно рабочие, то есть рассчитаны на номинальный крутящий момент, передаваемый КП при движении как вперед, так и на реверсивном ходу.
Вместо прежнего сцепления с периферийными витыми пружинами на новый трактор ставят узел лепесткового типа производства немецкой фирмы LuK. Такая конструкция имеет лучшие показатели балансировки, что значительно снизило вибрацию при работе двигателя. Кроме того, снизилось усилие при выжиме педали сцепления, а выжимной подшипник с пожизненным запасом смазки не требует техобслуживания.
Коробка передач трактора, кроме упомянутого нового привода ПВМ, получила более удобное двухрычажное управление, а также датчик включения сигнализации для реверсивного хода в соответствии с требованиями безопасности Технического Регламента ТС 031/2021.
Вне конкуренции. Трактор «Беларус-82.3»
Новинка. Мини-трактор «Беларус-132 MT»
Официально поставляемые на российский рынок прицепы бренда KAILE аналогичны по техническим характеристикам и комплектации популярным моделям европейских брендов.
Журнал «Рейс» и компания «БетонТехСтрой» начали совместный проект по оценке качества и ресурса моторного масла LUBRIGARD FLEETMAX PRO CNG LA 10W‑40, предназначенного для автомобильной и специальной техники, работающих на газовом топливе
Группа компаний «GROSS», основываясь на длительном опыте взаимодействия с крупными логистическими компаниями, прицельно развивает направление продаж шторных полуприцепов.