95 лет «За рулем»: 1970-1974 годы

1970 год
В первом номере года – заметка про первый в Средней Азии Фрунзенский автосборочный завод. Его продукция – сельскохозяйственные самосвалы ГАЗ-53Б с предварительным подъемом кузова и разгрузкой на три стороны.

«Семь заводов на Волге» большая статья, опубликованная в пяти выпусках «За рулем».





Ярославль, Кинешма, Заволжье, Горький, Павлово, Ульяновск, Тольятти – семь городов, семь автозаводов, которые увидели журналисты «За рулем».
1971 год
«За рулем» № 1, рубрика «Профессии автомобиля» материал о советских пожарных машинах. От одного из первых отечественных пожарных автомобилей на шасси ЗИС-11 до одного из лучших современных пожарных автомобилей АЦ-40 на шасси «Урал-375».

В этой же рубрике, но в мартовском номере рассказ об автомобилях-строителях.
На любой строительной площадке, на подъездных путях к ней, на заводах стройдеталей и складах материалов – автомобили. Их профессия – строитель.



«Грузовики семидесятых годов» – большая аналитическая статья заместителя директора НАМИ, доктора технических наук В. Петрушова.

В этом же в 4-м номере журнала – цветная вкладка с наглядной инфографикой».

«За рулем» № 6. «Советские грузовики в Азии».
Дождливым утром четыре грузовика – два ГАЗ-53А и два ГАЗ-66 выехали из Горького, взяв курс на юг. Им предстоял нелегкий маршрут по дорогам Афганистана и Пакистана.

Автомобили выдержали испытания азиатского пробега по маршруту Горький – Москва – кабул – Равалпинди – Карачи – Тегеран – Москва.
И снова рубрика «Профессии автомобиля». На это раз в сентябрьском выпуске журнала на вкладке представлены советские автомобили высокой проходимости.

Эти машины незаменимы для нужд народного хозяйства, для армии. Ими пользуются агрономы, сельские врачи, лесозаготовители, геологи, мелиораторы, строители.



В заключительном выпуске этого года большой материал «Будущее за автопоездами». Автор – М. Ветлицын, начальник главного управления Министерства автомобильной промышленности.

Основой роста производительности труда на автомобильном транспорте должно стать коренное изменение структуры автомобильного парка в сторону увеличения грузоподъемности. А это означает прежде всего более широкое применение автопоездов – грузовиков с одним-двумя прицепами или седельных тягачей с полуприцепами.
1972-1974 годы

Журнал «За рулем» № 1, 1972 год. В рубрике «В мире моторов» новинки румынского машиностроения…

… и страничка иностранного автоюмора.

Вездеход на обложке журнала в феврале

Разворот, посвященный плану девятой пятилетки.

На фото:
Слева внизу – продолжаются испытания дизельного седельного тягача с 15-тонным полуприцепом, который будет выпускать КАМАЗ;
Справа сверху вниз:
- сборка восьмицилиндровых двигателей для грузовиков ЗИЛ-130;
- погрузка готовой продукции Уральского автозавода – грузовиков «Урал-375»;
- сборочный конвейер легковых автомобилей ГАЗ-24.
Выпуск автомобилей, в том числе легковых, предусмотренный девятым пятилетним планом:
- 1971 г. – 1,122 (513) тыс. единиц
- 1972 г. – 1,376 (728) тыс. единиц
- 1973 г. – 1,703 (977) тыс. единиц
- 1974 г. – 1,987 (1204) тыс. единиц
- 1975 г. – 2,100 (1260) тыс. единиц
Большой интерес в Италии вызвал кросс, организатором которого выступил автоклуб города Маджоре.
На старт вышли 75 «вездеходов» известнейших марок – «Ленд-Ровер», «Джип-Форд», ФИАТ, «Штейер-пух», «Тойота» и др. а победил советский ГАЗ-69М!
Заметка опубликована в апрельском номере журнала.

В 5-м номере заместитель министра автомобильной промышленности СССР, генеральный директор Камского автозавода Л. Васильев рассказывает, как идет строительство «КАМАЗА».

Сейчас, когда в Министерстве автомобильной промышленности СССР закончено рассмотрение технического проекта Камского автомобильного завода, можно с уверенностью сказать: по своим масштабам он не имеет равных в отечественном и зарубежном автостроении.
А на цветной вкладке – советские автобусы.

Строящийся КАМАЗ на обложке августовского номера «За рулем»

И снова рубрика «Профессии автомобиля». Аэродромные машины и специальная техника.



в сентябрьском номере Начальник кб отдела главного конструктора БелАЗа А. Казарез рассказывает о 75-тонном самосвале БелАЗ-549.

Снова грузовик на обложке. На этот раз 10-й номер.

А статья про сам автомобиль МАЗ-504А называется «Зубр» везет 20 тонн».

И еще одна красивая яркая обложка как подарок к Новому году

Потребность в специальных северных модификациях автомобилей назрела давно, но сейчас этот вопрос встал особенно остро по той причине, что выполнение нового пятилетнего плана вызовет значительный рост автомобильных перевозок в северных районах.
Член-корреспондент Академии наук СССР Д. Великанов и кандидат технических наук А. Лёвин подготовили статью «Автомобили для севера». Она опубликована в журнале «За рулем» № 2 за 1973 год.
Государственными межведомственными комиссиями по результатом испытаний рекомендованы в серийное производство следующие модели автомобилей северного исполнения: ГАЗ-53С, ЗИЛ-130С, МАЗ-500АС, КрАЗ-356БС, «Урал-375КС», БелАЗ-540С, БелАЗ-548С, автобусы ПАЗ-672С, ЛиАЗ-677С, автомобиль медицинской помощи УАЗ-452АС. Производство некоторых из них уже налаживается.

В апрельском номере журнала статья «Экзамен сдают автомобили КАМАЗ».
Опытные образцы автомобилей и автопоездов КАМАЗ прошли уже большой путь. После их конструктивной разработки и постройки первых агрегатов начались серьезные стендовые испытания, которые ведутся и сейчас. Дальнейший этап – постройка трех последовательных серий опытных образцов, заводские испытания и доводка.



Журнал «За рулем» № 7, рубрика «Шаги пятилетки», статья «Продолжение биографии».
На окраине латвийского города Елгава полным ходом идет строительство. Возводится Елгавский завод микроавтобусов. Новая марка? Нет. Новый дом всем известного предприятия – Рижского автобусного завода.

В 1971 году на улицах Риги появилась красивая комфортабельная машина РАФ-2203. Новый «Рафик» вобрал в себя все лучшие качества своих предшественников. Серийное производство РАФ-2203 начнется, когда завод сменит адрес на елгавский. Как только в Елгаве вступит в строй новое современное производство микроавтобусов, первой моделью на его новом конвейере станет РАФ-2203.
Статья, опубликованная в 11-м номере, называется «Минский автозавод сегодня».
Развитие производства на МАЗе, создание новых моделей непосредственно сказывается на улучшении общей структуры автомобильного парка. О том, что делается в этом направлении, рассказывают директор завода И. М. Демин, главный конструктор М. С. Высоцкий, заместитель главного конструктора И. Ф. Демидович и кандидат экономических наук А. А. Чеблаков.


В первом номере 1974 года цветная вкладка.

Более подробно – в статье «Типаж автомобилей КАМАЗ» с подробной таблицей технических характеристик модельного ряда автомобилей КАМАЗ.

«За рулем» № 2. В рубрике «Советская техника» новая модель Ульяновского автозавода УАЗ-469.

В апрельском выпуске статья «Масштабы КАМАЗа». День, проведенный с начальником стройки.
В эти дни на КАМАЗе все завязывается в один узел: автосборочный завод и прессово-рамный, и завод двигателей, кузнечные и литейные – везде кончают монтировать стеновые панели и крышу.

«За рулем» № 7.
Директивы XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971-1975 годы:
Расширить выпуск автомобильных шин в среднем на 20-25 процентов.
Белоцерковский шинный комбинат уже отправляет шины для КрАЗов и МАЗов. Недавно белоцерковские покрышки стали получать ЗИЛы, ГАЗ-53 и тракторы «Беларусь». В высоком темпе работают Ярославский, Московский, Омский и Днепропетровский шинные заводы.

Белоцерковский шинный комбинат уже отправляет шины для КрАЗов и МАЗов
В этом же номере инженер Г. Михайлюта рассказывает о «северных» БелАЗах.
Эксплуатация машин в карьерах при температуре до минус 60 оС, с сильными ветрами, туманами, метелями показала, что здесь нужны автомобили в специальном северном исполнении.
Коллектив Белорусского автомобильного завода разработал несколько конструкций северных карьерных самосвалов. Сейчас он выпускает две такие машины – БелАЗ-540С и БелАЗ-548С грузоподъемностью 27 и 40 тонн – полностью приспособленные для Крайнего Севера.

На выставке «Автосервис-73» Павловский завод представил элегантный автобус «ПАЗ-Турист». Над машиной много потрудились заводские дизайнеры. Их детище теперь в ряду лучших советских моделей автобусов-люкс.

В 9-м номере статья «Двойное управление на ГАЗ-66» и вкладка в начале журнала.
Выполняя решения IV пленума ЦК ДОСААФ, учебные организации настойчиво внедряют в жизнь новые технические средства обучения, улучшают методику преподавания, укрепляют материально-техническую базу. Обновляется парк учебных автомобилей, в том числе и такими, как ГАЗ-66.

«За рулем» № 11.




Продолжение следует
Читайте также:
95 лет «За рулем»: 1967-1969 годы
Высокая локализация Wagnermaier без компромиссов в надежности – все ради оптимальной себестоимости перевозок.
Урал-С34520 в варианте с длинной базой и большим задним свесом, но при этом с наиболее скромным из возможных двигателей
