95 лет «За рулем»: 1964 год
![95 лет «За рулем»](https://img-reis.zr.ru/storage/2023/03/1678331237-zast-2-1024x651.jpg)
Год 1964
«Зубры» из Минска» – так называется статья о новых грузовиках МАЗ, опубликованная в первом номере журнала в 1964 году.
![](https://img-reis.zr.ru/storage/2023/03/1678331737-ris-1.jpg)
В этом году Минский автозавод завершит освоение производства большегрузных автомобилей МАЗ-500, МАЗ-503 и МАЗ-504.
![](https://img-reis.zr.ru/storage/2023/03/1678331873-ris-2.jpg)
Грузовой автомобиль МАЗ-500 с бортовой платформой предназначен для перевозки массовых, а также крупных неделимых грузов. У самосвала МАЗ-503 металлический ковшовый кузов, приспособленный для грунта и скальных пород. Он создан для перевозки массовых сыпучих грузов. Тягач МАЗ-504 рассчитан на буксировку полуприцепа МАЗ-5245 по дорогам с твердым покрытием. Он предназначен для междугородных и других перевозок массовых грузов.
![](https://img-reis.zr.ru/storage/2023/03/1678331893-ris-4-579x1024.jpg)
В мартовском номере – Круглый стол журнала «За рулем». Тему – «Водитель и дорога» – подсказали читатели, среди которых и те, кто возит грузы и пассажиров. Представители различных министерств и ведомств, занимающихся проектированием шоссейных дорог, организацией движения, технической помощи, ремонта и заправки автомобилей, а также обслуживанием водителей в пути, провели обмен мнениями, наметили пути решения задач.
Редакция надеется, что критические замечания и рациональные предложения, высказанные участниками беседы, будут внимательно изучены учреждениями, которые отвечают за состояние дорог и организацию движения.
Новости из стран социалистического лагеря.
В Венгрии построены опытные образцы мощного самосвала «Раба-106». Грузоподъемность машины 10 тонн. У нее кузов ковшового типа емкостью 6 м3. Двигатель – шестицилиндровый дизель мощностью 125 л. с. при 2200 об/мин. автомобиль имеет короткую колесную базу, что обеспечивает высокую маневренность. Радиус разворота – 6,75 м при длине автомобиля 5,175 м.
![](https://img-reis.zr.ru/storage/2023/03/1678332774-ris-5.jpg)
«За рулем» № 4. Апрель.
![](https://img-reis.zr.ru/storage/2023/03/1678333099-ris-6.jpg)
Уже на первой полосе журнала можно прочитать о новом тракторе-тягаче Т-125, созданном на Харьковском заводе. Трактор прошел государственные испытания и направляется на поля страны.
Краткая характеристика Т-125: мощность двигателя при 1700 об/мин – 130 л. с. Коробка передач имеет восемь передних и две задние передачи. Скорость движения до 28 км/час. Максимальное тяговое усилие 350 кг, все четыре колеса ведущие, на шинах низкого давления. Дорожный просвет 400 мм.
![](https://img-reis.zr.ru/storage/2023/03/1678333464-ris-7.jpg)
А на 3-й странице – еще одна новинка на рынке сельхозтехники. Это «Кировец К-700».
Ему под силу любая тяжелая работа на полях: он может поднимать мощные пласты нетронутой целины, тянуть одновременно несколько агрегатов (сеялки, культиваторы, бороны). Не нем установлен четырехтактный восьмицилиндровый дизельный двигатель с турбонаддувом; мощность его до 220 л. с. Коробка передач механическая, многоскоростная с фрикционным переключением передач, с отключением заднего моста. Диапазон скоростей от 2,82 до 30,8 км/час. У трактора все четыре колеса ведущие.
![](https://img-reis.zr.ru/storage/2023/03/1678333740-ris-8.jpg)
Можно ли сделать кузов микроавтобуса из пластика?
– Давайте попробуем, – предложил товарищам по работе инженер Северодонецкой авторемонтной базы Юрий Иванович Андрос… И вот двенадцатиместный автобус, созданный в экспериментальном цехе, вышел за ворота авторемонтной базы… Для удобства пассажиров и водителя кузов сделан трехдверным. Удобно и расположение двигателя – он находится внутри кузова и образует основание для столика. На автобусе установлен двигатель М-21 (72 л. с.); длина кузова 5500 мм, ширина 190 мм, база 2840 мм, высота 2000 мм, а весит машина всего около 320 кг. В 1964 году намечается выпустить пятьдесят микроавтобусов.
![](https://img-reis.zr.ru/storage/2023/03/1678334021-ris-9.jpg)
Югославские грузовики и автобусы – в июньском выпуске журнала. Автомобильный завод ФАП в конце 1963 года приступил к производству трех новых моделей тяжелых грузовиков.
На ФАП-10-б установлен шестицилиндровый 88-сильный дизель, позволяющий развивать скорость до 75 км/час и везти 5,5 тонны груза. Автомобиль ФАП-13-б представляет собой модернизацию предыдущей модели. Его грузоподъемность 8 тонн, двигатель – дизель мощностью 145 л. с. Самым большим из грузовых автомобилей завода является девятнадцатитонный ФАП-19-б с 204-сильным дизельным двигателем. Он может буксировать полуприцеп грузоподъемностью до 32 тонн.
![](https://img-reis.zr.ru/storage/2023/03/1678334959-ris-10.jpg)
ФАП выпускает также автобусные шасси с двигателем 130 л. с., на которые завод в Загребе устанавливает кузова. Автобус называется «Дубрава-5».
В журнале «За рулем» № 9 – новинки зарубежной техники.
Трактор «Морская лошадь» сконструирован специально для работы в заболоченных районах.
Он может переходить реки и участки, покрытые водой без специальных приспособлений. Рабочий объем двигателя «Фордзон» 3610 см3 при мощности 52 л. с. Коробка передач имеет шесть передних и две задних передачи.
![](https://img-reis.zr.ru/storage/2023/03/1678335513-ris-11.jpg)
Автомобильный завод «Стягул Рошу» в г. Брашове (Румынская Народная Республика) выпускает две модели грузовых автомобилей – СР-131 и СР-132. Грузоподъемность первого из них – 3 тонны, второго (повышенной проходимости 4х4, с одинарными колесами) – 2 тонны. На автомобили устанавливают четырехтактный бензиновый двигатель водяного охлаждения V8 модели СР-211 рабочим объемом 5,03 л, мощностью 140 л. с. с четырехступенчатой коробкой передач. Максимальная скорость 90-95 км/час. Расход топлива 25-27 л на 100 км.
![](https://img-reis.zr.ru/storage/2023/03/1678336092-ris-12.jpg)
На одной из страниц октябрьского номера журнала представлены специальные автомобили и прицепы для сельского хозяйства.
- Мытищинский машиностроительный завод выпускает автомобиль ЗИЛ-ММЗ-585М на базе шасси ЗИЛ-164АГ. Самосвал предназначен для бестарной перевозки зерна, удобрений и других сельскохозяйственных грузов.
- Этот же завод выпустил опытный образец одноосного самосвального полуприцепа-зерновоза ММЗ-812, работающего с седельным тягачом ЗИЛ-130Н.
- МАЗ для той же цели выпустил опытный образец полуприцепа-зерновоза МАЗ-842, работающий с седельным тягачом МАЗ-504Б. Он способен перевозить 12 тонн груза.
- О назначении автомобиля АЦ-2-51А, выпускаемого Квасиловским машиностроительным заводом, можно догадаться по надписи на цистерне, в которую входит 2000 литров аммиачной воды – очень ценного удобрения.
- Полуприцеп-цистерна С-654М в сцепке с седельным тягачом ЗИЛ-ММЗ-164АН перевозит муку. Угол подъема цистерны может достигать 50 градусов. За одну минуту выгружается полтонны муки.
- Одноосный самосвальный полуприцеп ГАЗ-707 выпускает Ташкентский завод «Татавтомаш» для работы с седельным тягачом ГАЗ-51П. машина предназначена для перевозки хлопка-сырца. Грузоподъемность самосвала 4 тонны.
- Полуприцеп ОДАЗ-857 для перевозки скота выпускает Одесский автосборочный завод для работы с тягачами ЗИЛ-ММЗ-164АН, ЗИЛ-130В и КАЗ-606. Он может одновременно перевозить 16 голов крупного рогатого скота или 55 свиней.
- Автомобиль САЗ-2500 выпущен в этом году Саранским заводом автосамосвалов на шасси ГАЗ-51Д. это новый тип самосвала. Платформа может быть поднята перед разгрузкой. Это дает возможность прямо с автомобиля прицепы-разбрасыватели, укладывать удобрения в бурты высотой до 2,3 м и выполнять без перегрузок другие работы. По дорогам с твердым покрытием он может перевозить 2,1 тонны груза, а по грунтовым – 1,6 тонны.
![](https://img-reis.zr.ru/storage/2023/03/1678341419-ris-13.jpg)
В рубрике «Новости Советской техники» – новый дизель-троллейвоз ДТУ-25. Сначала, когда эта машина только появилась в карьере, вызвали любопытство две ее троллейбусные штанги. Потом пришлось дивиться производительности и экономичности новой машины. Что же такое троллейвоз и дизель-троллейвоз?
Троллейвоз – это транспортная машина, движущим агрегатом которой является электрический двигатель. Он получает электрическую энергию от контактной сети через токоприемное устройство. Важное преимущество троллейвоза заключается в том, что тяговый двигатель при торможении начинает работать как генератор. Энергия при этом возвращается в сеть для питания троллейвозов.
Но троллейвоз не автономен, он привязан к контактной сети. Этого недостатка лишена новая машина – дизель-троллейвоз. Он отличается от обычного лишь тем, что для питания электродвигателей служит небольшой мощности дизель-генераторная установка, которая позволяет на малой скорости отходить от контактной сети. Экспериментальный образец дизель-троллейвоза ДТУ-25 с мотор-колесным приводом был спроектирован и изготовлен в 1962 году на базе самосвала МАЗ-525.
![](https://img-reis.zr.ru/storage/2023/03/1678341755-ris-14.jpg)
Журнал «За рулем» № 11 открывает статья «Новые рубежи советского машиностроения». Название статьи говорит само за себя. Автор – Н. И. Строкин, Председатель Государственного комитета автотранспортного и сельскохозяйственного машиностроения при Госплане СССР, Министр СССР.
![](https://img-reis.zr.ru/storage/2023/03/1678342063-ris-17.jpg)
На одной из страниц этого же номера опубликован рассказ о Международной выставке строительных и дорожных машин в Москве.
276 зарубежных фирм из 19 стран мира, 100 промышленных предприятий Советского Союза показали на выставке свою продукцию. Эти внушительные цифры говорят об интересе, который был проявлен к первой в СССР международной специализированной выставке.
Среди экспонатов можно было увидеть и автомобили. Советский Союз показал автомобиль-самосвал БелАЗ-540 грузоподъемностью 27 тонн и самосвал меньших размеров ЗИЛ-ММЗ-555.
![](https://img-reis.zr.ru/storage/2023/03/1678342542-ris-15.jpg)
![](https://img-reis.zr.ru/storage/2023/03/1678342622-ris-16.jpg)
А уже в № 12 рассказ о новых зарубежных машинах, представленных на Московской Международной выставке строительных и дорожных машин.
Широко представлена полуприцепами и прицепами промышленность Польской Народной Республики.
Одноосный полуприцеп НЗ-1 служит для перевозки ненагруженных цементных бункеров. Он оборудован поворотной рамой, которая может переходить из горизонтального положения в вертикальное. Буксируется полуприцеп тягачом «Стар С-25». Емкость резервуаров, которые он может перевозить, – 15 и 25 тонн.
![](https://img-reis.zr.ru/storage/2023/03/1678342907-ris-18.jpg)
Четырехосный прицеп П-200 предназначен для перевозки тяжелых строительных машин – главным образом экскаваторов с ковшом емкостью 0,5 м3, весящих до 22 тонн.
На нем можно возить и другие тяжелые грузы: трансформаторы, фермы мостов. Платформа расширяется при помощи специальных балок, входящих в комплект оборудования. Мощность двигателя тягача, буксирующего прицеп 120 л. с.
![](https://img-reis.zr.ru/storage/2023/03/1678344384-ris-19.jpg)
11-тонный прицеп П-110 с низкой платформой предназначен для перевозки кабельных барабанов, трансформаторов и других неделимых грузов.
![](https://img-reis.zr.ru/storage/2023/03/1678344572-ris-20.jpg)
Гидравлический автомобильный кран монтируется на автомобиль «Стар». Максимальная грузоподъемность 1 тонна, наибольший вылет стрелы – 3,6 метра. Он может работать не только с крюком, но и с грейфером, ковшом. Нагружает не только свой кузов, но и другой автомобиль или вагон.
![](https://img-reis.zr.ru/storage/2023/03/1678344690-ris-21.jpg)
На площадке чехословацких машин – три самосвала: «Татра 138-С1», «Татра 138-С3» и «Шкода РТС-1». Первые два принадлежат к одному семейству. Они имеют двигатель в 180 л. с. и максимальную грузоподъемность 12 540 кг. Разница лишь в том, что первый разгружается только назад, а второй – на три стороны.
![](https://img-reis.zr.ru/storage/2023/03/1678344874-ris-22-658x1024.jpg)
Этим же характерна и «Шкода», обладающая грузоподъемностью 7750 кг.
![](https://img-reis.zr.ru/storage/2023/03/1678345347-ris-23.jpg)
Автомобиль ГМГ2-70, привезенный из Германской Демократической Республики, – машина-универсал. Он рассчитан на двигатель мощностью 70 л. с. При помощи самых различных навесных устройств автомобиль легко переоборудовать для земляных, буксирных и маневровых работ. Его можно использовать в строительстве, лесной промышленности, сельском хозяйстве, а также в качестве источника энергии. Скорость передвижения – от 2 до 50 км/час. Причем как вперед, так и назад.
![](https://img-reis.zr.ru/storage/2023/03/1678345692-ris-24.jpg)
Из капиталистических стран наиболее полно на выставке была представлена Франция. Серию грузовиков «Уник» с двигателем мощностью 175 л. с. показала фирма «Симка-Индустри». Здесь был и тягач грузоподъемностью 22 тонны с пониженным полуприцепом для перевозки машин, автомобиль со съемным ковшом, который может погрузить, везти и выгрузить один человек, и полуприцеп-платформа, который может удлиняться от 12,3 до 18 метров.
![](https://img-reis.zr.ru/storage/2023/03/1678347237-ris-25-605x1024.jpg)
Западногерманская фирма «Блюмхардт» представила прицепы и полуприцепы. Самосвальный прицеп, вмещающий 20 тонн сыпучих грузов, состоит из двух кузовов. Первый может разгружаться на две стороны, второй – еще и назад. Мощность двигателя автомобиля-тягача «Мерседес-Бенц» 210 л. с., скорость 80 км/час.
![](https://img-reis.zr.ru/storage/2023/03/1678347365-ris-26.jpg)
![](https://img-reis.zr.ru/storage/2023/03/1678347411-ris-27.jpg)
В Голландии существует только один завод, выпускающий грузовики марки ДАФ. На выставке была представлена бетономешалка фирмы «Де Ионг», смонтированная на автомобиле ДАФ. Перемешивать бетон в барабане можно во время движения, и тогда бетономешалка превращается в перевозчика готового бетона.
Из голландских экспонатов интересен был также гидравлический кран-экскаватор «Геркулес», смонтированный на советском тракторе «Беларусь». Он может работать как с ковшом, так и с грейфером. Грузоподъемность 1000 кг, радиус действия 4,5 метра.
![](https://img-reis.zr.ru/storage/2023/03/1678347583-ris-28.jpg)
Япония тоже показала автомобиль с бетономешалкой емкостью 3м3 фирмы «Мицубиси-Фусо».
![](https://img-reis.zr.ru/storage/2023/03/1678347722-ris-29.jpg)
«Близкого родственника» советского БелАЗа показала итальянская «Перлини». Его грузоподъемность 25 тонн. Мощность шестицилиндрового дизельного двигателя – 252 л. с. при 2300 об/мин. автомобиль может двигаться по дорогам со скоростью 55 км-час.
![](https://img-reis.zr.ru/storage/2023/03/1678347891-ris-30.jpg)
Серьезный интерес у посетителей выставки вызвал шведский снегоход на гусеничном ходу СТ-4.
Машина предназначена для тех, кто проходит через снежные пустыни, строит в горах, проверяет телефонные и силовые провода, спасает попавших в беду. Давление, оказываемое на снег гусеницами, всего 0,05 кг/см2. Машина преодолевает подъемы до 60 процентов, кабина вмещает семь человек. Двигатель СТ-4 – четырехцилиндровый, карбюраторный, мощностью 46 л. с. с воздушным охлаждением. Коробка передач четырехступенчатая (четыре вперед и одна назад).
![](https://img-reis.zr.ru/storage/2023/03/1678354674-ris-31.jpg)
И это, разумеется, далеко не все, о чем можно было прочитать в журнале «За рулем» в 1964 году. Впрочем, почему «было»?… Это можно сделать и сегодня!
А что было дальше? Скоро расскажем. Следите за публикациями.
Читайте также:
Сервисный контракт – это договор на регламентное техобслуживание автомобиля. Такую услугу предоставляет уполномоченный дистрибьютор грузовой техники SANY в России компания ODIN Group. Какую пользу получает владелец транспортного средства и как выполняет свои обязательства дилер?
Транспортная компания БСУ‑1 из города Тюмень проводит испытания шин Triangle модели TRD06. Делимся первыми результатами
Премьера грузовика КАМАЗ‑4555 «Атлант 50» состоялась на выставке MiningWorld Russia‑2024. Карьерный самосвал грузоподъемностью 50 тонн предназначен для перевозки скальной и смешанной породы. По этим параметрам новинка схожа с самосвалом-углевозом «Атлант 49», который пришел на смену европейским карьерным грузовикам