Китайские тягачи в России – как меняется цена и стоит ли их покупать?
Ускоренными темпами
Совсем недавно мы опубликовали мнение руководителей крупного автотранспортного предприятия о том, какие тягачи сегодня наиболее выгодны при обновлении парка. Сегодня выслушаем мнение автоперевозчиков и производителей автомобилей о том, как и почему меняется стоимость китайских грузовиков, и какие проблемы приходится решать при их сервисном обслуживании.
С начала года стоимость тягачей из КНР увеличилась на 30 %. Рост цен связан с изменением валютного курса и увеличением утилизационного сбора на иностранную технику в 1,7 раза – с 1 млн до 1,7 млн руб. На фоне роста ключевой ставки Центробанка размер лизинговых платежей увеличился на 1,5 %. До конца года стоимость техники вырастет на 2-3 %. Сохраняются сложности с сервисным обслуживанием: срок ремонта вырос, не хватает дилерских центров китайских брендов. Об этом говорится в обзоре, подготовленном компанией ПЭК совместно с Dentro, ГЛТ, «Даюн Рус», «Румос-Комтранс», «БизнесБас» и «БайкалАвтоТрак».
С января 2023 года цена магистрального тягача грузоподъемностью 20 тонн к началу октября выросла на 30 %, сообщил Ибрагим Басим, менеджер по работе с ключевыми клиентами «Даюн Рус». Основная причина – девальвация рубля к юаню, пояснил генеральный директор ГЛТ Павел Горбунов. Кроме того, с 1 августа ставка утильсбора на иностранную грузовую технику, как мы уже сказали, выросла в 1,7 раза. В итоге стоимость седельного тягача массой от 12 до 20 тонн и возрастом до 3 лет по итогам III квартала 2023 года увеличилась в среднем с 8 до 12,7-14 млн руб., отметил Дмитрий Иевлев, генеральный директор «Авто-ПЭК».
С 2020 года многие крупные перевозчики практически не закупали новую технику. В итоге средний пробег грузовика достиг 1 млн км – автопарк большинства компаний устарел, рассказал Илез Хамурзиев, технический директор Dentro. По его словам, стоимость европейской техники за полтора года выросла более чем на 70 %. Российские производители пока не могут закрыть все потребности перевозчиков. Компании ускоренными темпами закупают китайские грузовики. Например, «Авто-ПЭК» с начала года приобрела 40 новых тягачей, а Dentro – 87. В октябре компания заключила договор на поставку еще 100 единиц техники.
Проблемы под капотом
Не на всех китайских грузовиках установлены прицепные устройства, второй вариант – оно может располагаться слишком высоко, рассказал Сергей Микулич, директор станции техобслуживания «БизнесБас». В итоге конструкция из китайского тягача и российского прицепа не проходит по установленным в нашей стране габаритным стандартам. Из-за этого приходится менять седельное устройство и таргетировать, опускать подвеску ниже в техцентре.
Рекомендованный пробег между техобслуживанием европейской техники составляет 80-120 тыс. км, у китайских брендов – в среднем 50 тыс. км, отметил Илез Хамурзиев. А Дмитрий Иевлев рассказал, что перевозчики уменьшают межсервисные интервалы до 15-20 тыс. км для того, чтобы избежать преждевременной поломки грузовиков. Межсервисный интервал зависит от качества масла, пояснил Алексей Пунько, управляющий директор «БайкалАвтоТрак». Важно, чтобы смазочный материал был одобрен производителем техники. В карте техобслуживания, которая прилагается к каждому приобретенному автомобилю, указаны все виды рекомендованных масел. Если компания использовала смазочный материал не из этого перечня, в гарантийной поддержке может быть отказано.
По словам Сергея Микулича, российские СТО совместно с Научно-исследовательским центром горюче-смазочных материалов проводят испытания масел новых производителей, которые вышли на рынок. «БизнесБас» регулярно сдает масло в НИЦ ГСМ, чтобы определить срок его службы. Если масло пригодно к эксплуатации, на тестовых машинах увеличивают межсервисный интервал и отслеживают, как будет работать двигатель.
По словам Дмитрия Иевлева, перевозчики сталкиваются с нехваткой комплектующих для новой техники, например, тормозных дисков и колодок. Ограничено количество запчастей для коробок передач и двигателей. Возможно из-за того, что спрос на них пока невысокий, добавил Илез Хамурзиев. По его мнению, больше всех обеспечен комплектующими бренд Dongfeng, на складе которого представлено 400 млн позиций. По словам Сергея Микулича, из-за нехватки деталей большинство компаний сталкивается с проблемой ремонта после ДТП.
Нехватка сервисов
Из-за отсутствия программ для диагностики транспортных средств, компании сталкиваются с нехваткой сервисных центров для ремонта китайской техники. Эксперты авторынка отмечают, что количество дистрибьюторов грузовиков из КНР растет быстрее, чем число дилерских центров с экспертизой и ресурсами для ремонта тягачей.
Вторая проблема – сервисное обслуживание доступно только по дилерской сети одного дистрибьютора, у которого вы приобрели технику, рассказал Виталий Киселев, генеральный директор «Румос-Комтранс». В итоге компании сталкиваются с тем, что машину можно обслужить в Москве, но не получится, например, в Челябинске.
Срок гарантийного обслуживания у большинства китайских производителей отличается. Максимальный, у бренда Sitrak, составляет два года. Причем второй год гарантия распространяется только на силовую линию, рассказал Алексей Пунько. К тому же, по словам Сергея Микулича, дистрибьюторы китайской техники пока не предоставляют дилерам возможность принимать решения о том, какая неисправность считается гарантийным случаем, а какая – нет. В итоге дилер не может начать ремонт без согласования с дистрибьютором. Иногда процесс согласования занимает 5-10 дней.
Кроме того, по словам Илеза Хамурзиева, перевозчики сталкиваются с тем, что сотрудникам сервисных центров не хватает квалификации для ремонта китайской техники. Доходит до того, что работники станции не могут понять, какое масло больше подходит для грузовика. Плановый ремонт европейского автомобиля с заменой ходовой части, дисков и колодок занимает 10-12 часов, тогда как обслуживание китайского может затянуться до суток, не считая времени ожидания. Сергей Микулич рекомендует компаниям записываться на плановое ТО как минимум за два-три дня. По его словам, рынок уже насыщается китайскими тягачами, и не всегда есть возможность провести обслуживание в день обращения. Чтобы снизить риск нехватки сервисных центров и увеличения сроков обслуживания, перевозчики начали ремонтировать китайские грузовики на собственных СТО. Например, ГЛТ уже оформил корпоративное дилерство Sitrak, а Dentro и «Авто-ПЭК» начнут обслуживание техники из КНР до конца года.
Рост расходов – рост тарифов
Дмитрий Иевлев, генеральный директор «Авто-ПЭК»
– За январь-сентябрь себестоимость перевозок увеличилась на 35 % из-за роста расходов на ФОТ персонала, технику, ее обслуживание, налоги, сборы. Если стоимость грузовой техники продолжит расти, в совокупности с другими факторами, расходы перевозчиков увеличатся в среднем на 15 %. А вслед за этим вырастут и тарифы», – прогнозирует.
Читайте также:
«КАМАЗ» построит сервисный центр
Официально поставляемые на российский рынок прицепы бренда KAILE аналогичны по техническим характеристикам и комплектации популярным моделям европейских брендов.
Группа компаний «GROSS», основываясь на длительном опыте взаимодействия с крупными логистическими компаниями, прицельно развивает направление продаж шторных полуприцепов.
Покупка шин – одна из самых затратных статей любого автотранспортного предприятия или эксплуатирующей организации. От их характеристик, качества и ресурса зависит эффективность перевозок. При выборе шин во главу угла ставится стоимость километра их пробега