«Туламашзавод» – от подковы до ракетного комплекса
Из Фроловской слободы на Красную площадь
Тульский машиностроительный завод находится на историческом месте – во Фроловской слободе, издавна известной своими мастерами. Легендарный Левша жил и трудился именно там. В 1879 году был создан Байцуровский завод, выпускавший разнообразные изделия из чугуна и меди. В 1912 году предприятие вошло в состав Императорского Тульского оружейного завода. Летом 1939 года завод стал самостоятельным предприятием машиностроительного профиля – Тульский станкостроительный завод, ныне «Туламашзавод».
На протяжении своей истории завод известен и в России, и за рубежом как оборонной, так и гражданской продукцией. В период Великой Отечественной войны ТМЗ выпускал пулеметы «Максим» и авиационные пулеметы ШКАС, авиационные пушки и минометы калибра 120 и 160 мм. Кроме того, завод долгое время выпускал станки для металлообработки. Сегодня «Туламашзавод» – головное предприятие одного из крупнейших российских оборонных холдингов. С основной продукцией завода проще всего познакомиться на парадах, проводимых Вооруженными Силами и Военно-морским Флотом России.
Предприятие выпускает стрелково-пушечное вооружение калибра 23 и 30 миллиметров для бронемашин, самолетов и вертолетов, систем ПВО, морских кораблей различных типов и классов. Зенитная самоходная установка «Тунгуска», а также уникальные зенитные ракетно-артиллерийские комплексы «Каштан» и «Пальма», новейшая АК-630М-2 «Дуэт» – это тоже продукция ТМЗ. Кроме того, на протяжении четверти века «Туламашзавод» выпускает широкую гамму высокоточных противотанковых снарядов, управляемых по лучу лазера.
Что может быть общего у российского «Туламашзавода» с чешской компанией ČZ, с британскими Enfield и BSA, с бельгийской FN и со шведской Husqvarna? Их объединяет производство высококлассного артиллерийского вооружения и… мотоциклов. Казалось бы, между конструкцией пушки и мотоциклом огромная пропасть. Но исторически так сложилось, что производством двухколесной техники часто занимались именно оружейники, а не производители панцирных кроватей. Конечно, во главе угла у таких компаний всегда стояло оружие, а дочерние предприятия мотоциклетного профиля расцветали в послевоенный период, когда спрос на вооружение резко падал.
После окончания Второй мировой войны, уже в период 1946-1947 годов, в СССР открылось сразу несколько мотопроизводств: в Коврове, на заводе имени Дегтярева, в Ижевске на машиностроительном заводе, а также в Минске и в Киеве. Мотоциклы «Ковровец» и «Иж» как раз и делали оружейники. Благодаря высокому качеству, привычному для производителей вооружения, выверенной технологической дисциплине советские мотоциклы быстро обрели популярность в стране и хорошую репутацию.
Звезда экрана
В середине 50-х годов в Советском Союзе начали осваивать и новую мототехнику – мотороллеры. Целевым правительственным постановлением их разработкой и производством было поручено заняться еще двум оружейным предприятиям – Тульскому и Вятско-Полянскому машиностроительным заводам. Каждый из этих заводов пошел своим путем, взяв за основу разные иностранные модели. Так в СССР появились «Тула Т-200» и «Вятка ВП-150». Первый мотороллер «Тула Т-200» ТМЗ выпустил в 1957 году. Он у туляков получился мощнее и надежнее, чем вятский вариант итальянской Vespa. А еще он лучше защищал экипаж от ветра и грязи, правда «Вятка» была чуть изящнее…
В 1961 на ТМЗ освоили и трехколесную грузовую версию ТГ-200, которая везла больше груза, чем аналогичная «Вятка МГ-150»: 320-340, а не 250 кг. И опять-таки, даже с такой нагрузкой ТГ-200 была надежнее. При этом грузовую версию «Тулы ТГ-200» выпускали в значительно больших объемах, чем «Вятку МГ-150». Потому грузовая «Вятка» сейчас – настоящий раритет, а трехколесную «Тулу» и поныне можно встретить вполне живой, в деревнях и селах.
О популярности тульского мотороллера ТГ-200 можно вспомнить, пересматривая советские фильмы: «Мама вышла замуж» с юным Колей Бурляевым и Олегом Ефремовым, грузинский комедийный сериал о трех дорожных рабочих, гайдаевскую «Операцию «Ы»… Трехколесная «Тула» постоянно попадается в кадрах советской кинохроники, а теперь без нее не обошлись и создатели фильма о Чебурашке. Получается, грузовая «Тула» еще и знаковый персонаж в нашем кинематографе.
С годами модельный ряд тульских мотороллеров менялся – появились «Турист», затем «Тулица», а в конце 60-х годов свое имя обрел и «грузовик» – «Муравей». В лучшие времена выпускали около 100 тысяч «Муравьев» в год или до 85 % от общего выпуска мотороллеров. Однако в 1996 году из-за экономической ситуации в России ТМЗ прекратил выпуск мототехники.
Читайте также:
Будут ли в России электрические грузовики?
Сервисный контракт – это договор на регламентное техобслуживание автомобиля. Такую услугу предоставляет уполномоченный дистрибьютор грузовой техники SANY в России компания ODIN Group. Какую пользу получает владелец транспортного средства и как выполняет свои обязательства дилер?
Транспортная компания БСУ‑1 из города Тюмень проводит испытания шин Triangle модели TRD06. Делимся первыми результатами
Премьера грузовика КАМАЗ‑4555 «Атлант 50» состоялась на выставке MiningWorld Russia‑2024. Карьерный самосвал грузоподъемностью 50 тонн предназначен для перевозки скальной и смешанной породы. По этим параметрам новинка схожа с самосвалом-углевозом «Атлант 49», который пришел на смену европейским карьерным грузовикам