Будут ли в России электрические грузовики?
Российская инжиниринговая компания заключила соглашение о сотрудничестве с немецкой компаний Reload Motors GmbH, которая запустила проект по созданию собственного коммерческого электромобиля. С этой целью планируется строительство завода в Германии мощностью 20 тыс. автомобилей в год. Российские специалисты будут работать на всех этапах реализации проекта. Базовой моделью станет легкий коммерческий электромобиль, предназначенный для служб доставки. Его расчетная грузоподъемность, будет примерно на 10-12% выше, чем у аналогов, благодаря применению облегченных материалов и новой компоновке основных агрегатов. Грузовик Reload в полностью электрической версии будет оснащен модульной батареей емкостью от 50 до 90 кВт, обеспечивающей запас хода от 120 до 250 км. Также предусмотрена модификация автомобиля, оборудованного водородными топливными ячейками, что в сочетании с небольшой батареей обеспечит запас хода в 800-1000 км.
«В связи с увеличением объема мирового рынка интернет-торговли заметно растет сегмент доставки товаров и, соответственно, повышается потребность в высокотехнологичном коммерческом транспорте. Если говорить об автомобилях на альтернативных видах топлива, то, начиная с 2024 года, мы ожидаем резкое увеличение спроса на такие грузовики в Европе из-за вступления в силу директив ЕС по ограничению выбросов углекислого газа. По нашим прогнозам, до 2030 года рынок может увеличиться с 200 тыс. до 2 млн коммерческих электромобилей, и мы хотели бы занять на нем долю в 2,5-3%», – прокомментировал соучредитель Reload Motors GmbH Артем Каган.
В рамках проекта перед командой «Соллерс Инжиниринг» стоит задача в намеченный срок создать и выпустить в серийное производство электрический грузовик, стоимость владения которым будет как минимум на 15% меньше стоимости владения самым экономичным коммерческим автомобилем, оснащенным двигателем внутреннего сгорания. Работа будет состоять из четырех этапов. Первый из них – концептуальное исследование – продлится около восьми месяцев, после чего последуют проектирование автомобиля и производственной площадки, подготовка производства и запуск серии. «Первые восемь месяцев крайне важны для проекта: от профессионализма сотрудников российской инжиниринговой компании зависит эффективность остальных более капиталоемких этапов», – пояснил Артем Каган. – «По нашему мнению, «Соллерс Инжиниринг» – наиболее компетентный инжиниринговый партнер в области запуска серийного производства коммерческих автомобилей в России. Тем более что в качестве одной из потенциальных донорских платформ мы рассматриваем платформу Ford Transit, производство которой успешно реализовано в РФ».
Согласно планам компании, до момента выхода с конвейера первого электрического грузовика Reload может пройти от 3,5 до 4 лет. На данный момент рассматривается возможность производства до четырех модификаций базовой платформы, ориентированных на основные группы потребителей.
О перспективах производства и применения электрических грузовиков в России рассказывает Игорь Силявин, директор по проектам ООО «Соллерс Инжиниринг»
– Общемировым трендом на рынке грузовых машин сегодня является экологичность эксплуатации. В связи с этим можно выделить пять видов альтернативной энергии для автомобилей: природный газ в сжатом или сжиженном виде, спиртовое топливо и биогаз, водород, движение грузовиков по троллейным путям с питанием от контактной сети, а также питание грузовых машин от аккумуляторных батарей. Этот тренд нарастает, и переход к 2027-2033 годам на полностью альтернативные виды топлива в Новом и Старом свете, стартовавший пять лет назад, уже набирает обороты. Еще недавно лидерами среди альтернативных видов топлива в России были силовые агрегаты, работающие на газомоторном топливе. Ужесточение экологических норм в России и возможность введения особых экологических норм для мегаполисов, крупных городов, курортных зон будет способствовать развитию рынка грузовых электромобилей. Драйвером также будет выступать развитие технологий и удешевление производства тяговых батарей, электродвигателей и других компонентов электромобилей.
С экономической точки зрения, применение грузовых электромобилей весьма эффективно. Стоимость пробега грузового электромобиля на полной зарядке ниже в 2,3-5,2 раза относительно автомобилей с ДВС (диапазон зависит от вида топлива: газ/бензин/дизельное). Кроме того, можно отметить снижение затрат при эксплуатации такой машины: увеличение межсервисных интервалов, уменьшение стоимости технического обслуживания, возможное снижение или отмену налогов на электромобили. Введение ограничений въезда в города – плата за въезд автомобилей с ДВС или запрет – также повысит востребованность электрогрузовиков.
Грузовые электромобили как вместительный и экологически безопасный транспорт привлекателен для:
– логистических компаний (доставка грузов на «последней миле» – от складских и портовых терминалов до клиентов внутри мегаполисов);
– городских служб (почта, вывоз мусора, очистка дорог и территорий);
– металлургических компаний (использование самосвалов на электрической тяге в карьерах, где добываются рудные материалы).
Преимущества эксплуатации грузовых электромобилей таковы: нулевые выбросы вредных веществ, отсутствие шумового загрязнения, значительное снижение затрат при эксплуатации (низкая стоимость электроэнергии, дешевле техническое обслуживание, налоговые льготы), большой запас мощности и высокий крутящий момент.
Среди недостатков – меньший пробег на одной зарядке, что имеет значение для междугородних перевозок, уменьшение грузоподъемности относительно автомобилей с ДВС: из-за большой массы батарей, это актуально для грузовиков категорий N1 и N2, высокая розничная цена, ненадежность при эксплуатации в зимний период, поскольку низкие температуры негативно влияют на аккумуляторы, длительный период зарядки батарей (быстрая зарядка занимает 30-45 минут, полная – несколько часов).
Главным препятствием к увеличению спроса грузовых электромобилей в России является слабо развитая инфраструктура зарядных станций, отсутствие привлекательной системы налоговых льгот и субсидий.
Достаточно серьезной причиной отказа от покупки электромобиля является наш суровый климат. Значительная часть территории России – Западная и Восточная Сибирь, Дальний Восток, Урал – находится в зонах со средними температурами января ниже минус 18 °C. Аккумуляторы не любят холодов, теряя до 30% энергии при минусовой температуре.
Сегодня иностранные автоконцерны, имеющие мощности по производству в России в основном легковых автомобилей, никогда не рассматривали возможность локального производства «зеленых» машин. Интерес в таком проекте может появиться, если емкость российского рынка для грузовых электромобилей составит не менее 15 000 единиц в год. Пока нет предпосылок для прогнозирования такого спроса в ближайшие годы. Даже если кто-то отважится на запуск производства грузовых электромобилей в РФ хотя бы на условиях SKD (крупно-узловой или отверточной сборки) при отсутствии значительных субсидий (до 30% стоимости) со стороны государства и существенных налоговых льгот, то получит экономически убыточное предприятие.
Организация производства на условиях CKD (мелко-узловой сборки) и минимальных таможенных пошлин на компоненты не улучшит ситуацию без дополнительного субсидирования со стороны государства. Меры государственной поддержки непосредственно производителей грузовых электромобилей в РФ пока не озвучены. Профильные министерства и ведомства уже достаточно длительное время обсуждают планы проектов по стимулированию производства электротранспорта в России: субсидирование производителей и введение налоговых льгот. Министерство финансов выступает против дополнительных льгот автопроизводителям и считает ненужным разрабатывать отдельную программу субсидирования для создания производственных мощностей по выпуску электромобилей.
Читайте также на Рейс.РФ:
Электрический автомобиль Miller Mine Cab
Сервисный контракт – это договор на регламентное техобслуживание автомобиля. Такую услугу предоставляет уполномоченный дистрибьютор грузовой техники SANY в России компания ODIN Group. Какую пользу получает владелец транспортного средства и как выполняет свои обязательства дилер?
Транспортная компания БСУ‑1 из города Тюмень проводит испытания шин Triangle модели TRD06. Делимся первыми результатами
Премьера грузовика КАМАЗ‑4555 «Атлант 50» состоялась на выставке MiningWorld Russia‑2024. Карьерный самосвал грузоподъемностью 50 тонн предназначен для перевозки скальной и смешанной породы. По этим параметрам новинка схожа с самосвалом-углевозом «Атлант 49», который пришел на смену европейским карьерным грузовикам