Седельный тягач Foton Auman EST H5 4×2
Трансмиссия
Магистральный седельный тягач китайского производства колесной формулой 4х2 – редкий автомобиль в России. Среди «китайцев», что поставлялись ранее в РФ, в основном были тягачи 6х4, которые использовались с тралами или на перевозке строительных грузов, и, конечно же, трехосные самосвалы. И одна из претензий даже по этим автомобилям была связана с применением несинхронизированных коробок передач, лицензионных Eaton Fuller – это легкость переключения. Не только у молодых водителей, но и у достаточно опытных коробки трещат при переключении. Обычно это 9-ступенчатые Fast Gear, которые изготавливаются компанией Shaanxi. Такие же коробки для тяжелых грузовиков делает FAW. Кроме этих коробок, рассчитанных на момент от 1600 до 1900 Н.м, есть 10- и даже 12-ступенчатые коробки типа Fast Gear 12JSD 160T. Сейчас уже есть и синхронизированные версии этих КП, но, видимо, неспроста на те немногие китайские седельные тягачи 4х2, которые поставлялись в Россию, все же ставили 16-ступенчатые коробки концерна ZF Friedrichshafen AG. Во всяком случае, так было и есть на седельных тягачах FAW J6.
На Foton Auman EST Н5 4х2 установлено сцепление и коробка передач производства ZF. Тем самым, благодаря применению этих агрегатов, автомобиль становится в один ряд с тягачами DAF, MAN, Iveco, Renault Trucks. Эти коробки использует турецкий Ford Cargo, «КАМАЗ», «МАЗ» и другие. Коробки ZF Ecosplit хороши подбором передаточных чисел, высоким качеством и надежностью, выверенной конструкцией, отлаженным сервисом. То есть на тягаче Foton Н5 используется однодисковое диафрагменное сцепление Sachs MFZ 430 диаметром ведомого диска 430 мм, хотя возможно применение и китайского аналога Sachs – Yidong 430. Коробку применяют ZF Ecosplit 16S 2230TD с диапазоном чисел от 16,41 до 1,00 – с прямой передачей. Поэтому трансмиссия с этой коробкой наиболее экономична, но при правильном подборе числа главной пары редуктора моста. При том что в КНР у ZF есть свой завод, коробки Ecosplit 16S 2230TD для Foton Auman EST Н5 применяют германской сборки, и более современные, чем делают в Челнах, – третьего поколения. Трансмиссионный замедлитель на Foton Auman EST Н5 уже идет как опция.
Как альтернатива «механике» на Foton Auman EST Н5 4х2 возможно применение 12-ступенчатой механической коробки-«робота» тоже производства ZF. В Европе на магистральных грузовиках коробки-«роботы» часто идут в базовой комплектации, и под заказ, как опцию, поставляют механическую КП. В России тоже все шире применяют роботизированные коробки, и, допустим, у Volvo Trucks поставки тягачей в такой комплектации около 80 %. Но на Foton Auman EST Н5 4х2 планируется устанавливать 12-ступенчатую автоматизированную коробку ZF 12TX2420TD. Это не «робот» ZF AsTronic, а новейшая модульная КП ZF Trakson! Обратите внимание на буквы ТХ в обозначении. Тем самым Foton Auman EST Н5 оказался в тройке производителей грузовиков, первыми поставивших в Россию седельные тягачи, на которых установлена ZF Trakson. Два других производителя – DAF и Ford Trucks. Применение ZF Trakson позволяет использовать все ее пять модулей: есть вариант механической или автоматизированной коробки с однодисковым или двухдисковым диафрагменным сцеплением, есть версия с гибридным модулем для тяжелых коммерческих автомобилей Trakson Hybrid, есть модуль двойного сцепления ZF Trakson Dual для тяжелых грузовиков и соответствующая коробка, принципиально схожая с теми, что применяется на Volkswagen DSG или на новом Volvo FH. Есть и гидротрансформатор, работающий в паре с управляемым сцеплением Trakson Torque. Но по ряду причин на Foton Auman EST Н5 в России было бы лучше пока использовать более распространенный «робот» – ZF 12AS 2131, то есть As-Tronic.
На Foton Auman EST Н5 4х2 используется гипоидный ведущий мост с блокировкой дифференциала производства китайской компании SHAANXI HANDE AXLE, причем на шильдике написано, что этот мост сделан именно для Foton. HANDE AXLE – это подразделение концерна SHAANXI HEAVY DUTY AUTOMOBILE, специализирующееся на выпуске осей для грузовиков и автобусов. Конструктивно мосты SHAANXI HANDE AXLE ведут свою родословную от мостов австрийской компании STEYR и германской MAN. Причем в каталогах HANDE AXLE сохранены номера деталей, полностью взаимозаменяемых с деталями MAN. Тем самым возможно использование в ремонте и немецких деталей. Мосты MAN – одни из лучших у производителей грузовиков. В организации их производства в свое время помогала компания ZF. Для оптимизации расхода топлива необходимо с учетом планируемой работы подобрать оптимальные передаточные числа редуктора. Для Foton Auman EST Н5 4х2 на выбор предлагают следующие числа: 2.846/3.083/4.76/
4.8/5.26/5.92. Видимо, наиболее востребованными и экономичными будут редукторы с числами 2.846 и 3.083.
Как уберечь от досадных поломок один из самых дорогостоящих агрегатов любой техники – двигатель, и выжать из него максимальный ресурс? Правильно эксплуатировать, использовать качественное топливо и заливать хорошее, проверенное моторное масло.
По каким направлениям ставки на перевозки грузов автотранспортом выросли или снизились сильнее всего для различных типов кузовов
Легкий китайский фургон Foton Toano представлен на российском автомобильном рынке в двух вариантах колесной базы (L2, L3) и высоты кузова (H2, H3)