Седельные тягачи и универсальные шасси МЗКТ
На прочной основе
У автомобилей Минского завода колесных тягачей есть одна конструктивная и технологическая особенность, которая просто недоступна другим автозаводам. Это возможность производить два абсолютно разных шасси для своих автомобилей: первое – армейское, под ракетовозы и танковые тягачи, с огромными колесами и односкатной ошиновкой, в том числе и в «демилитаризованном» исполнении, второе – на сто процентов гражданское, вполне «среднестатистическое». Обычно у других производителей грузовиков на конвейере собирают что-нибудь одно, а здесь столь разные автомобили выходят с одного завода. И дело даже не в количестве осей и в полном приводе, а именно в разных конструкциях. Между ними – пропасть, не менее глубокая, чем к примеру, между УАЗом и Hammer.
Огромные колеса с непонятной размерностью 1500х600х635 и полная масса в 50 тонн для четырехосника, заставляют применять особую раму и особую подвеску. На армейских тягачах МЗКТ рама с лонжеронами Z-образного профиля в сечении, а не привычный швеллер. Причем высота профиля лонжерона более чем в два раза больше обычных рам: 646 мм. Для новых шасси МЗКТ‑750004 8х8 создана новая рама с коробчатыми лонжеронами, то есть лонжерон это швеллер, но его открытая часть заварена вставкой. Высота профиля тоже не маленькая – 504 мм, полка 145 мм, толщина стенки – 8 мм, для сравнения у магистральных грузовиков МАЗ лонжероны высотой 280 мм и толщиной 8 миллиметров. Рама МЗКТ‑750004 не ровная по высоте от уровня земли, здесь есть небольшой «горб» над вторым управляемым мостом. Эта же высота сохраняется до самого начала рамы, до поперечины № 1. Такой большой профиль лонжеронов и «доваренный» до трубы швеллер позволяют не использовать под монтаж надстроек надрамник. Самая «простая» для минских тягачей рама у модели 750440 и МЗКТ‑7416 – двойная, по схеме «лонжерон в лонжероне», с высотой профиля 310 мм и толщиной по 8 мм у каждого швеллера. Однако, такая «лестница» тоже есть далеко не у каждого производителя строительной и специальной техники. Двойная рама наиболее востребована для четырехосных самосвалов, вплоть до майнинговых и для шасси под крановые установки. Обратите внимание, у МЗКТ три варианта различных рам! И при этом длина автомобиля-шасси составляет 10, а по максимуму 12 м! Добавьте сюда десяток различных двигателей, дюжину коробок передач, варианты колесной формулы – получается сумасшедшая вариативность! Можно создать любой автомобиль Heavi Duty и смонтировать на нем любую надстройку.
У любых рам МЗКТ буксирные устройства расположены и спереди, и сзади. Поэтому тягач может и толкать, и тянуть, а это важно при формировании особых «упряжек» в автопоезде из двух-трех тягачей для преодоления участков бездорожья или перевозки сверхтяжелых грузов. Высота седла тягача в зависимости от шин и исполнения составляет 1480-1800 мм, на шинах 16,00 R20, при односкатной ошиновке высота ССУ составляет 1720 мм. Диаметр шкворня полуприцепа 2 или 3,5 дюйма. На военных МЗКТ подвеска независимая, торсионная, в основе которой те решения, которые были заложены еще на МАЗ‑537 и МАЗ‑543. На гражданских МЗКТ применяется зависимая рессорная подвеска, схожая с подвеской обычных тяжелых грузовиков. При этом задний конец коренного листа передней рессоры, как принято на МАЗах и МЗКТ, сделан скользящим, передний палец устанавливается в накладное ушко рессоры. Такие рессоры самые ремонтопригодные. Задняя балансирная подвеска изготовлена на полуэллиптических многолистовых рессорах, ступица балансира вращается на бронзовых втулках и заполнена трансмиссионным маслом. Лазить под тягачом со шприцем, набивая солидолом шаровые шарниры реактивных штанг, здесь не надо, везде установлены сайлентблоки, конструктивно аналогичные тем, что стоят на иномарках и МАЗах. Допустимая нагрузка на передние мосты у кранового шасси МЗКТ‑750003 8х4 – 9 тонн, у МЗКТ‑750440 составляет по 10 000 кг, но номинальная – 8,5 тонны на первую и 9,25 тонны на вторую ось. Все ведущие оси со штампосварными балками, причем основные, наиболее распространенные задние мосты 13-тонные, но есть и под нагрузку по 16 000 кг.
Тормоза барабанные, с современным пневмоприводом, с автоматической регулировкой зазоров, с энергоаккумуляторами и возможностью применения импортных комплектующих в пневмоаппаратуре. На всех версиях гражданских четырехосников рулевой привод выполнен с маятниковым рычагом для второй управляемой оси, ГУР для него с выносным силовым гидроцилиндром. На среднем ведущем мосту установлен дублирующий насос гидроусилителя для обеспечения управляемости автомобиля, в случае если на ходу заглохнет мотор. Сейчас на автомобили МЗКТ уже устанавливают новые интегральные ГУР производства Борисовского завода «Автогидроусилитель», но возможна комплектация импортными рулевыми механизмами ZF и RBL.
Шины тягачу подбирают в зависимости от будущей работы. При односкатной ошиновке на всех осях стоят широкие шины 16,00 R20 или 445/65 R22,5, как на модели 7416. Для повышения проходимости применена система изменения давления воздуха в шинах, управляемая из кабины. Вездеходная резина всегда дорогая и редкая, производителей немного: это может быть или «Белшина», или импортные, от Barum до Michelin. Для неполноприводных автомобилей, типа МЗКТ‑750003 8х4 или МЗКТ‑7416, возможна и двускатная ошиновка, здесь шины попроще: впереди 385/65 R22,5, а сзади и вовсе обычный размер 315/80 R22,5.
Официально поставляемые на российский рынок прицепы бренда KAILE аналогичны по техническим характеристикам и комплектации популярным моделям европейских брендов.
Журнал «Рейс» и компания «БетонТехСтрой» начали совместный проект по оценке качества и ресурса моторного масла LUBRIGARD FLEETMAX PRO CNG LA 10W‑40, предназначенного для автомобильной и специальной техники, работающих на газовом топливе
Группа компаний «GROSS», основываясь на длительном опыте взаимодействия с крупными логистическими компаниями, прицельно развивает направление продаж шторных полуприцепов.