Моторы для грузовиков Dongfeng – Cummins и другие
Стратегический партнер
У Dongfeng Trucks есть собственное производство двигателей. В частности, там выпускают 11-литровый двигатель DDi11S, это мотор Renault Trucks dCi11, который французы в альянсе со шведами продали не только в Ярославль, но и в Китай. На некоторые модели грузовиков, для поставок на определенные рынки, могут устанавливать и «чужие» двигатели, допустим, Weichai WP12 и WP13, мощностью 450, 480 или 520 л. с. Но все-таки, главные моторы Dongfeng Trucks – Cummins.
В Китае работают пять моторных заводов с участием Cummins. Один из них – совместное предприятие Dongfeng Cummins Engine Company (DCEC) в провинции Хубэй. Завод сравнительно молодой, открыт в 1996 году. Там выпускают моторы серий B4.5 и В6.7, «шестерки» C8.3, а также Cummins L и ISLe 8.9, все эти двигатели в автомобильном и промышленном исполнении. Самый большой и мощный мотор в линейке DCEC – семейство Z13, то есть QSZ13/ISZ13. Эти двигатели поставили на конвейер в 2015 году и завод способен ежегодно выпускать свыше 80 тысяч 13-литровых дизелей. Двигатели семейства QSZ13/ISZ13 разработаны специалистами Cummins Inc. в Англии, а производятся только в Китае.
Поллитра не главное
При проектировании двигателей семейства Dongfeng Cummins QSZ13/ISZ13 максимально учитывали опыт разработки и эксплуатации как моторов Cummins, так и подобных дизелей других производителей, в том числе, европейских. Конструктивно QSZ13/ISZ13 схож с моторами Cummins семейства М11, но он с другой размерностью. 13-литровые моторы развивают максимальную мощность, сопоставимую с большинством 13-литровых дизелей «европейцев». В какой-то степени это объясняется «честным» рабочим объемом 12,97 литра, в то время, как у большинства конкурентов объем около 12,5 литра. Но поллитра объема все же не главное… У QSZ13/ISZ13 есть несколько настроек мощности: самая маленькая – 425 л. с. и крутящий момент 1966 Н·м, потом идут 450, 520 и 525 л. с. Настройка максимальной мощности – 560 л. с. при 1900-2000 об/мин и момент 2640 Н·м при 1200 об/мин.
Для российских перевозчиков «китайца американо-английского происхождения» лучше сопоставить с «немцами». К примеру, один из самых современных моторов у Daimler – рядная «шестерка» OM471 рабочим объемом 12,8 литра. Впервые его показали в 2011 году, затем в 2018-м модернизировали. Первоначально минимум был 420 л. с. и 2100 Н·м, а максимальная настройка мощности составляла 510 л. с. и 2500 Н·м. Затем мощность подняли до 530 л. с. с двумя настройками момента – 2500 и 2600 Н·м при 1100 об/мин. У MAN более «возрастной» мотор – модель D2876 12,8 л, который выпускали еще в исполнении Евро‑4, то есть с середины 2000-х годов. У «баварца» мощностной диапазон начинается от 410 л. с., предельная настройка 510, потом увеличили до 530 и сейчас с Евро‑6 достигла 540 л. с. и 2500 Н·м при 1000-1400 об/мин.
Полтора миллиона до капремонта
Источник мощности и столь высоких характеристик у Cummins QSZ13/ISZ13 – четыре клапана на цилиндр, интеркулер и главное – турбонаддув с турбиной Holset. Двигателю легко «дышать». Кстати, мотор не только мощный, но и экономичный. В сравнении с конкурентами он расходует на 6 % меньше топлива. То есть здесь хорошо отлаженный рабочий процесс и электронноуправляемая топливная система Cummins XPI (Common Rail) с увеличенным до 2400 бар давлением распыла.
У Cummins QSZ13/ISZ13 диаметр поршня 130 мм и ход 163 мм. Это близко к двигателю Volvo D13 и многим другим моторам. Распредвал находится в блоке, привод шестерен ГРМ передний, возможен отбор мощности от носка коленвала и ГРМ на дополнительный гидронасос. У Cummins QSZ13/ISZ13 все настроено на высокий ресурс: блок цилиндров со сменными «мокрыми» гильзами отлит из высокопрочного чугуна с глобулярным графитом, кроме того, чугун легирован молибденом. Хитрые технологии закалки и обработки гильз долго сохраняют заводскую хонинговку, существенно уменьшают эксплуатационный расход масла. Головка блока общая для всех цилиндров и также чугунная, что предотвращает появление термических трещин. Вообще в двигателе применяют современные конструкционные материалы и, в частности, полностью стальные, прочные поршни с полимерным покрытием «юбки». Коленвал кованый, стальной, с увеличенным до 125 мм диаметром коренных шеек, тем самым достигается увеличенное перекрытие «корня» с шатунными шейками. На сайте Dongfeng Cummins Engine Company пишут, что срок службы коленвала на 40 % выше, чем у аналогичного чугунного вала с меньшим диаметром коренных шеек. В результате, китайцы не боятся озвучить ресурс до капитального ремонта двигателя – около 1,6 миллиона километров.
С определенными доработками
В России моторы Cummins QSZ13/ISZ13 ставили на тяжелых самосвалах «ТОНАР», но главное – на гоночных автомобилях команды «КАМАЗ Мастер». После 2018 года «КАМАЗ Мастер» участвует в ралли-рейдах серии «Дакар» именно с Cummins ISZ13, точнее с промышленным QSZ13. Тогда организаторы гонок ввели на грузовиках ограничения по объему – не более 13 литров. Двигатель Cummins ISZ13 встал на замену 16-литровой «восьмерке» Liebherr, он же MAN D2868. С определенными доработками на «дакаровских» КАМАЗах Dongfeng Cummins выдает 1100 л. с. при 2400 об/мин и 4500 Н·м момента. Рост характеристик практически в два раза! Это подтверждает высокий потенциал двигателя. И возможный высокий ресурс тоже.
Не только на Dongfeng GX, но и на всех других моделях тяжелых грузовиков Dongfeng Trucks для России применяют двигатели Сummins ISZ13.520, Евро‑5, мощностью 508 л. с., с крутящим моментом 2430 Н·м, с нейтрализацией SCR с AdBlue и сажевым фильтром. Обратите внимание: мощность указана именно как 508 л. с., а не 520.
Читайте также:
Известный производитель тяжеловозной прицепной техники из Челябинской области кардинально изменил фирменный стиль и логотип. В компании рассказали, что это связано с глобальной модернизацией производства и постоянным повышением качества продукции.
Одним из неоспоримых конкурентных преимуществ отопителей компании «Камский отопитель» является универсальная конструкция, которая позволяет монтировать их как на правый, так и на левый борт автобуса
Современные экологические веяния вовсе не чужды китайским товарищам. По разработке электромобилей они впереди планеты всей, даже грузовики электрические серийно выпускают. Что уж говорить о переводе привычных дизельных машин на газовое топливо