Коробки передач для Scania ХТ. Это надо было придумать!
«Механика» для бездорожья
В случае необходимости, отремонтировать 8-, 12- или 12+2-ступенчатую коробку с функцией Opticruise можно в любом сервисном центре Scania. Сцепление также является стандартным, разница только в приводе.
Напомним, Scania одна из тех немногих фирм, которая издавна сама делает не только механические коробки, но и с 1994 года производит «автоматы» на их основе. Сейчас даже на поставляемых в Россию грузовиках Scania, в основном на магистральных тягачах, преобладают АКП. Но на тест-драйве в Мансуровском карьере не все автомобили были оснащены автоматическими трансмиссиями. На лесовозе G500 B6x6HZ и на самосвале-вездеходе P440 B6x6HZ стояла «механика». Здесь прослеживается закономерность – «ручную» коробку ставят на полный привод, на машины, ориентированные на работу в условиях бездорожья.
Между тем, если вспомнить премьеру Scania ХТ в Седертелье осенью 2017 года, то там механическая коробка стояла и на четырехосном самосвале 8х4 с кабиной G и 13-литровым 500-сильным мотором. Тогда шведы говорили, что не собираются отказываться от механических коробок передач. Во время теста на испытательном полигоне Scania было легко убедиться, что передачи на «механике» включаются четко, быстро и без проблем с поиском. Это несмотря на то, что переключаться пришлось много. Новая ветка трассы полигона совсем не простая, проложена максимально реалистично, неровными лесными дорогами, весьма средненько отсыпанными щебнем, среди болот, с довольно крутыми подъемами и спусками, с петлями поворотов.
Фрикционная муфта и «синхроны»
Сейчас на самосвалах Scania HAGEN XL 8х4, Scania ODIN S CNG 6х4 и Scania P440 B8х4HZ стояли автоматизированные механические коробки передач Scania Opticruise двух моделей GRS 905R и GRSO 935R. Практически эти же коробки есть и в «ручном» исполнении.
Scania Opticruise GRS 905 и GRS 905R одни из самых известных коробок-«роботов» на российском рынке. В GRS 905 12 передач, а в GRS 905R – 12+2 передачи. В 2016 году их модернизировали. Раньше на них изменили систему смазки – уменьшили объем масла, оптимизировали поступление смазки к подшипникам и валам. В 2016 году, к появлению поколения Scania Next Generation, коробки дополнили одной хитрой вещью – несмотря на наличие синхронизаторов, смонтировали «тормозок» промежуточного вала. Он встроен в корпус масляного насоса на коробке передач и представляет собой многодисковую фрикционную муфту, словно сцепление у мотоцикла. Управляется автоматически, через пневматический исполнительный механизм. Его функция – уменьшать скорость вращения промежуточного вала при переключении вверх и, тем самым, разгружать синхронизаторы.
В таком режиме время переключения передач снижено почти вполовину! А если надо переключиться вниз, то блок управления двигателем просто увеличит обороты мотора. Кстати, такой «тормозок» применяют на американских коробках Eaton Fuller и на «роботах» Volvo I-Shift. Но там нет синхронизаторов. А у Scania Opticruise есть и фрикционная муфта, и «синхроны». Это надо было придумать!
Двенадцать передач и две «черепахи»
Еще одна коробка, Scania GRSО 925R Оpticruise, рассчитана на большой крутящий момент двигателя – 2500-3000 Н.м. Ее используют на тяжелых грузовиках и, в частности, на полноприводных тягачах 6х6 с мотором V8. В данном случае эта АКП была установлена на самосвале Scania HAGEN XL 8х4. Коробка сделана по схеме 12+2, то есть у нее 12 передач и две «черепахи», диапазон передаточных чисел от 13,28 до 0,8. Как и у большинства Оpticruise здесь нет педали сцепления. По впечатлениям от прошлых тестов, на более тяжелых моделях Scania с этой коробкой машины трогаются с места и разгоняются без всякого надрыва. В движении на дисплее комбинации приборов в основном высвечивались 10-я, 11-я, а то и 12-я передачи. То есть включается даже повышающая. Переключение и вверх, и вниз электронно-пневматический блок управления коробкой выполняет безошибочно.
Еще о грузовиках Scania семейства ХТ:
Официально поставляемые на российский рынок прицепы бренда KAILE аналогичны по техническим характеристикам и комплектации популярным моделям европейских брендов.
Журнал «Рейс» и компания «БетонТехСтрой» начали совместный проект по оценке качества и ресурса моторного масла LUBRIGARD FLEETMAX PRO CNG LA 10W‑40, предназначенного для автомобильной и специальной техники, работающих на газовом топливе
Группа компаний «GROSS», основываясь на длительном опыте взаимодействия с крупными логистическими компаниями, прицельно развивает направление продаж шторных полуприцепов.