Грузовики Scania нового семейства ХТ. Три настройки одного мотора
Оправданное решение
При таком многообразии и при всех отличиях двигателей Scania, в представленных на презентации в Мансуровском карьере тяжелых грузовиках применяется один и тот же 13-литровый мотор DC13 уровня Евро-5. Даже с учетом модульности конструкции и как ни у кого глубокой унификации моторов Scania, такое решение оправдано еще и с точки зрения оптимизации поставок запасных частей, организации ТО и ТР.
Эти 13-литровые моторы считаются двигателями второго поколения Евро-6. Изначально предполагалось, что в Европе стандарт вступит в силу 31 декабря 2012 года, затем установили новый срок – 31 декабря 2013 года. С 1 января 2014-го в Евросоюзе все вновь зарегистрированные автомобили должны соответствовать требованиям этих норм.
Первые свои моторы Евро-6 Scania разработала еще в 2011 году. Это как раз и были 13-литровые DC13 мощностью 440 л. с., 2300 Н.м и 480 л. с., 2500 Н.м. Затем на всех версиях DC13 постепенно увеличивали мощность: 410 л. с., 2150 Н.м, 450 л. с., 2350 Н.м и 500 л. с., 2550 Н.м. Потом появились минимальная (370 л. с., 2000 Н.м) и предельная (540 л. с., 2700 Н.м) настройки. В 2021 году 13-литровым моторам исполняется десять лет и за это время их хорошо отладили.
Первая, вторая, третья
На тестовых самосвалах были установлены двигатели в трех настройках. Первая, 440 л. с. при 1900 об/мин и 2300 Н.м при 1000-1400 об/мин применяется на Scania P440 B8x4HZ, а также на вездеходах P440 B6x6HZ и P440 B8x8HZ, то есть вне зависимости от количества мостов и колесной формулы.
Вторая, самая мощная настройка – 500 л. с./2550 Н.м используется на трехосном полноприводном лесовозе Scania G500 B6x6HZ, который обязан работать с прицепом, а также на «четырехоснике» HAGEN XL 8х4, полная масса которого может составлять 50 тонн.
Отдельно надо рассматривать мотор углевоза на Scania ODIN S CNG 6х4, работающий на сжатом метане – здесь 410 л. с. и 2000 Н.м. Этот 13 литровый ОС13 101 не что иное, как конвертированный DC13 с искровым зажиганием и свечами.
Опровергая аксиому
Моторы DC13 имеют диаметр цилиндра 130 мм и ход поршня 160 мм, точный объем 12,7 литра. Во многом эти двигатели сохранили преемственность в конструкции с прежним поколением DC12 с размерностью 127х154 мм. Но под явно выросшие нагрузки для нового поколения «шестерок» разработали и новый блок цилиндров. На всех моторах раздельные головки, распредвал в блоке и привод ГРМ шестернями со стороны маховика, центрифуга в системе смазки. Кстати, еще и благодаря ей, в дополнение к сменным полнопоточным фильтрам, периодичность замены масла в двигателях достигает 120 тысяч км.
На своих новых моторах Scania опровергает аксиому двигателестроителей о том, что при увеличенном давлении сгорания, с ростом уровня норм токсичности обязательно применение общей головки цилиндров. Собственно, так поступают все производители дизелей для грузовиков. Но только не Scania! Даже на двигателях уровня Евро-6 шведские инженеры сохранили раздельные головки. Сейчас ни у одной европейской фирмы не осталось такого конструктивного решения – однозначно удобного и недорогого в эксплуатации.
Все двигатели Scania уровня Евро-6 оснащены системой Common Rail, но шведы называют аккумуляторную топливную систему с общей рампой XPI, а разрабатывали ее совместно с Cummins. Моторы DC13 Евро-5 оснащают насос-форсунками с электронным управлением, как на DC12. Это отлаженная и надежная топливная система. То есть один и тот же мотор существует с двумя разными исполнениями топливной аппаратуры! А ведь разница в конструкции там огромная.
Экономика и экология
Константин Кравченко, начальник отдела решений для тяжелых отраслей промышленности ООО «Скания-Русь»
– Scania активно продвигает в России экономичные и экологичные решения на альтернативных видах топлива. Инновационный самосвал на метане – очередной шаг вперед в этом направлении, наряду с представленным в начале года метановым сортиментовозом, который уже работает в Иркутской области.
Другие материалы о новых грузовиках Scania:
Как уберечь от досадных поломок один из самых дорогостоящих агрегатов любой техники – двигатель, и выжать из него максимальный ресурс? Правильно эксплуатировать, использовать качественное топливо и заливать хорошее, проверенное моторное масло.
Рано утром 1 мая 1945 года, во время штурма Рейхстага, сержант Михаил Егоров и младший сержант Мелитон Кантария под руководством младшего лейтенанта Алексея Береста водрузили Знамя Победы на крыше здания Рейхстага
Депутаты Госдумы РФ готовят законопроект, предусматривающий создание официального перечня недопустимых для употребления за рулем лекарств. Мнения врача и юристов