Коробки передач для Scania ХТ. Это надо было придумать!
«Механика» для бездорожья
В случае необходимости, отремонтировать 8-, 12- или 12+2-ступенчатую коробку с функцией Opticruise можно в любом сервисном центре Scania. Сцепление также является стандартным, разница только в приводе.
Напомним, Scania одна из тех немногих фирм, которая издавна сама делает не только механические коробки, но и с 1994 года производит «автоматы» на их основе. Сейчас даже на поставляемых в Россию грузовиках Scania, в основном на магистральных тягачах, преобладают АКП. Но на тест-драйве в Мансуровском карьере не все автомобили были оснащены автоматическими трансмиссиями. На лесовозе G500 B6x6HZ и на самосвале-вездеходе P440 B6x6HZ стояла «механика». Здесь прослеживается закономерность – «ручную» коробку ставят на полный привод, на машины, ориентированные на работу в условиях бездорожья.
Между тем, если вспомнить премьеру Scania ХТ в Седертелье осенью 2017 года, то там механическая коробка стояла и на четырехосном самосвале 8х4 с кабиной G и 13-литровым 500-сильным мотором. Тогда шведы говорили, что не собираются отказываться от механических коробок передач. Во время теста на испытательном полигоне Scania было легко убедиться, что передачи на «механике» включаются четко, быстро и без проблем с поиском. Это несмотря на то, что переключаться пришлось много. Новая ветка трассы полигона совсем не простая, проложена максимально реалистично, неровными лесными дорогами, весьма средненько отсыпанными щебнем, среди болот, с довольно крутыми подъемами и спусками, с петлями поворотов.
Фрикционная муфта и «синхроны»
Сейчас на самосвалах Scania HAGEN XL 8х4, Scania ODIN S CNG 6х4 и Scania P440 B8х4HZ стояли автоматизированные механические коробки передач Scania Opticruise двух моделей GRS 905R и GRSO 935R. Практически эти же коробки есть и в «ручном» исполнении.
Scania Opticruise GRS 905 и GRS 905R одни из самых известных коробок-«роботов» на российском рынке. В GRS 905 12 передач, а в GRS 905R – 12+2 передачи. В 2016 году их модернизировали. Раньше на них изменили систему смазки – уменьшили объем масла, оптимизировали поступление смазки к подшипникам и валам. В 2016 году, к появлению поколения Scania Next Generation, коробки дополнили одной хитрой вещью – несмотря на наличие синхронизаторов, смонтировали «тормозок» промежуточного вала. Он встроен в корпус масляного насоса на коробке передач и представляет собой многодисковую фрикционную муфту, словно сцепление у мотоцикла. Управляется автоматически, через пневматический исполнительный механизм. Его функция – уменьшать скорость вращения промежуточного вала при переключении вверх и, тем самым, разгружать синхронизаторы.
В таком режиме время переключения передач снижено почти вполовину! А если надо переключиться вниз, то блок управления двигателем просто увеличит обороты мотора. Кстати, такой «тормозок» применяют на американских коробках Eaton Fuller и на «роботах» Volvo I-Shift. Но там нет синхронизаторов. А у Scania Opticruise есть и фрикционная муфта, и «синхроны». Это надо было придумать!
Двенадцать передач и две «черепахи»
Еще одна коробка, Scania GRSО 925R Оpticruise, рассчитана на большой крутящий момент двигателя – 2500-3000 Н.м. Ее используют на тяжелых грузовиках и, в частности, на полноприводных тягачах 6х6 с мотором V8. В данном случае эта АКП была установлена на самосвале Scania HAGEN XL 8х4. Коробка сделана по схеме 12+2, то есть у нее 12 передач и две «черепахи», диапазон передаточных чисел от 13,28 до 0,8. Как и у большинства Оpticruise здесь нет педали сцепления. По впечатлениям от прошлых тестов, на более тяжелых моделях Scania с этой коробкой машины трогаются с места и разгоняются без всякого надрыва. В движении на дисплее комбинации приборов в основном высвечивались 10-я, 11-я, а то и 12-я передачи. То есть включается даже повышающая. Переключение и вверх, и вниз электронно-пневматический блок управления коробкой выполняет безошибочно.
Еще о грузовиках Scania семейства ХТ:
Сервисный контракт – это договор на регламентное техобслуживание автомобиля. Такую услугу предоставляет уполномоченный дистрибьютор грузовой техники SANY в России компания ODIN Group. Какую пользу получает владелец транспортного средства и как выполняет свои обязательства дилер?
Транспортная компания БСУ‑1 из города Тюмень проводит испытания шин Triangle модели TRD06. Делимся первыми результатами
Премьера грузовика КАМАЗ‑4555 «Атлант 50» состоялась на выставке MiningWorld Russia‑2024. Карьерный самосвал грузоподъемностью 50 тонн предназначен для перевозки скальной и смешанной породы. По этим параметрам новинка схожа с самосвалом-углевозом «Атлант 49», который пришел на смену европейским карьерным грузовикам