Грузовики Scania нового поколения для строительных работ
Хороший труженик
На облицовках многих кабин нового поколения строительных Scania есть оранжевые буквы «XT», ранее их не было. Шведы толком не говорят, что они означают, но невзначай подбрасывают версию, что это сокращение от Еxtra Tough («особо прочный»). Другая расшифровка связана с не вполне совместимым с первой версией понятием eXTreme, именно с выделением «XT». Обычно в легковом сегменте мирового автопрома буквой «Х» чаще всего обозначают кроссоверы и внедорожники – их множество. Но, к примеру, у DAF серия магистральных грузовиков XF расшифровывается как Еxtra Force («особо мощный»). А по российским меркам «Extra» всегда круче, чем «Premium» (была советская водка «Экстра», соль и много чего еще). И «Extra» действительно лучше подходит грузовику, выделяющемуся среди остальных, чем явно легковое «Lux» или «Luxury» – даже если он с эксклюзивной отделкой интерьера кабины. Но, наверное, правильнее все же вспомнить «другую шведскую марку», когда есть обычные Volvo FM и есть Volvo FMX, как более серьезное, прочное и с большим потенциалом семейство многоцелевых грузовиков. Собственно, и у Scania под понятие XT подпадает набор опций, которым можно оснащать всю гамму строительных грузовиков. Новое семейство – это невероятное число моделей от двух- до пятиосных, с кабинами четырех серий – P, G, R и новой S. Плюс широкий выбор двигателей мощностью от 280 до 730 л.с.: сравнительно небольшие 9-литровые, самые распространенные 13-литровые и флагманские объемом 16 литров. В трансмиссии – широкая гамма коробок передач, вариантов ведущих мостов, в ходовке – разнообразные исполнения подвески, тормозной системы и адаптация под различные надстройки. Как всегда, вариативность просто сумасшедшая!
Одна из отличительных особенностей Scania XT – новый бампер. В то время как на строительных грузовиках MAN, Mercedes-Benz, Renault Trucks и у других автопроизводителей чуть ли не эталонным считается трехэлементный стальной бампер (и с этим трудно поспорить!), Scania остается приверженой цельноштампованной балке. Теперь увеличили на 20 мм выступание бампера вперед – довели до 150 мм, а толщина листа, из которого получают нужный профиль штамповки, составляет 4 мм. Это все равно что сделать бампер из лонжерона рамы нашей «ГАЗели» или даже «ГАЗона»! При этом передняя траверса рамы Scania XT и ее буксирное устройство выдерживают нагрузку 40 тонн. Конечно, застрявший в грязи груженый четырехосный самосвал будет сложно вытащить, но если водитель догадается скинуть хотя бы треть груза, то есть хороший шанс на удачу. А трехосник можно и не разгружать. Снизу бампера смонтирован стальной лист, защищающий радиатор – его толщина 3 мм, плюс есть увеличивающие жесткость штампованные отбортовки.
Но бампер и военизированная светотехника с решетками все же работают на видимую часть формирования у ScaniaXT имиджа «крутой машины». Главные изменения менее заметны, но именно они должны быть высоко оценены профессионалами. Та же рама грузовика, пользуясь строительной терминологией, – фундамент для всех надстроек. Безусловно, важный элемент, но, казалось бы, что на ней менять? Однако при применении двигателей уровня Евро‑6 встает вопрос о необходимости применения более эффективных радиаторов системы охлаждения, и понятно, что и дальше с перспективными экологическими требованиями тенденция к появлению на грузовиках больших радиаторов будет сохраняться. Поэтому для радиаторов приходится выделять больше места под кабиной и на раме – делать ее шире в передней части. Это уже учтено на новом поколении строительных Scania.
У нынешних рам пять вариантов толщины профиля лонжеронов: самая тонкая сталь – 7 мм, потом – 8 и 9,5 мм, плюс две комбинации двойных рам, сделанных по схеме «лонжерон в лонжероне», которые применяют на самых тяжелых версиях автомобилей. Это 9,5+8 мм и 9,5+7мм. И надо понимать, что есть еще локальные усилители… То есть сомневаться в прочности рам современных Scania не приходится. Максимальная длина рамы равна 11 900 мм, а для упрощения монтажа широченной гаммы надстроек, в верхней части лонжеронов Scania XT, засверлен длиннющий ряд отверстий. В мировом автопроме обычно так поступают на среднетоннажниках, и сравнительно
недавно «заперфорировали» рамы на новейших Mercedes-Benz Arocs. Но на тяжелых грузовиках так делают всего три-четыре фирмы. И Scania XT опять оказывается в тренде. Еще облегчить жизнь «надстройщиков» должен более выверенный подход шведских инженеров к расположению над верхней кромкой рамы различных деталей подвески, кронштейнов и прочего – всего того, что мешает при монтаже. На четырехосниках ниже расположили кронштейны амортизаторов управляемых мостов, разместили ниже продольную рулевую тягу второй оси. И главное – вообще убрали маятник, и на его месте, как бы в саму тягу, вставили силовой гидроцилиндр для второй оси. Известно, что в эксплуатации, при износе втулок маятника, машина начинает «рыскать» на дороге, увеличивается износ шин. Видимо, рулевой привод без маятника будет надежнее.
Оптимизировали схемы прокладки по раме дополнительной электропроводки и трубок пневмосистемы, которые могут понадобиться при установке надстроек. Для новых строительных грузовиков шведы разработали целую гамму «аксессуаров», обычно сопровождающих установку специализированных настроек. Есть различные кронштейны, возможность заказывать раму конкретных размеров заднего свеса – с шагом 1 сантиметр. В схеме электроснабжения надстроек от бортовой сети выделили линию, которая заканчивается монтажной коробкой и дополнительными предохранителями. Самый мощный из них – на 250 ампер! Напомним, ток электросварки под 3 мм электрод – около 120-150 А, а здесь в два раза больше. Разработано несколько вариантов крыльев и брызговиков в зависимости от варианта подвески, размера шин и даже применения цепей противоскольжения. Крылья могут быть или с фиксированной установкой, или с регулировкой по высоте. А еще в пакет Scania XT надо добавить решетки на фары, различные исполнения противоподкатных брусьев, подножек, светодиодных фонарей и многое другое. Чтобы выделить все это множество опций на одном из демонстрационных шасси, оригинальные компоненты «ХТ» покрасили в контрастный черному цвет. Легко догадаться, что это был оранжевый.
Официально поставляемые на российский рынок прицепы бренда KAILE аналогичны по техническим характеристикам и комплектации популярным моделям европейских брендов.
Преимуществами запасных частей Haffen являются их идентичность оригинальным компонентам и ряд технических решений, которые облегчают ремонт дизелей Cummins, делают его менее затратным
Где и сколько стоит топливо: 25 ноября