«ГАЗон-Next» с увеличенной грузоподъемностью
Не лишние 20 сил
Если на «ГАЗон-Next 8,7» используется дизель ЯМЗ‑534 с настройкой мощности в 150 л.с. при 2300 об/мин и 590 Н.м при 1200-1600 об/мин, то для десятитонника мощность подняли до 170 л.с. и 662 Н.м. Получается 17 л.с. на тонну полной массы.Это все равно, что ехать на седельных тягачах Volvo FH или на Scania R/S с 16-литровыми флагманскими моторами мощностью 730-750 л.с., но в составе 44-тонного автопоезда. Проще говоря – мощности хватает. Между тем, стоит напомнить, что у этого мотора есть настройка 190 л.с. и 210-сильный вариант. На спортивных «Садко Next » команды «ГАЗ Рейд Спорт», которые созданы на базе серийных машин ГАЗ, ярославская «четверка» вообще выдает до 300 л.с. при 2600 об/мин и крутящий момент до 1000 Н∙м при 1800-2400 об/мин. На этих машинах уже который год успешно выступают на ралли-рейдах, вплоть до «Шелкового пути». А там условия эксплуатации – далеко не бархатные. Лесные дороги с грязью по ступицы, степи сменяются высокогорными участками трассы. Затем – пустыня Гоби с ее жарой и пылью. И ведь доходят до финиша с хорошими результатами.
Прошли времена, когда «Группа ГАЗ» активно использовала на «ГАЗонах» и ПАЗиках минские дизели или моторы Cummins. Основным двигателем для «ГАЗон-Next» и «Вектор Next», конечно же, является четырехцилиндровый дизельный ЯМЗ‑534, объемом 4,43 л. Это один из самых современных российских моторов, гордость ярославцев, теперь они идут уже уровня Евро‑5. Однозначно, ЯМЗ‑534 – самый востребованный двигатель для «ГАЗон-Next» и «Вектор Next»: тяговитый, экономичный, надежный. Семейство ЯМЗ‑530, с размерностью 105х128 мм – это 4-х и 6-цилиндровые рядные дизельные двигатели объемом 4,43 и 6,65 л, с диапазоном мощности от 120 до 330 л.с., уровня Евро‑4 и Евро‑5, выпускаются в 40 модификация и около 250 комплектациях.
У двигателей семейства ЯМЗ‑530 чугунный блок цилиндров, чугунная головка блока. Головка сделана общей для всех цилиндров и, естественно, в ней четыре клапана на цилиндр. Есть турбонаддув и интеркулер, топливная система – электронноуправляемая CommonRail, производства Bosch или ЯЗДА, давление распыла составляет 1800 бар. Распредвал установлен в блоке, привод ГРМ со стороны маховика, что уменьшает уровень шума и позволяет производить отбор мощности для привода вспомогательных агрегатов до 136 л.с. у «шестерок». От шестерен ГРМ приводится насос ГУРа, одноцилиндровый пневматический компрессор, а также топливный насос высокого давления CommonRail.Обычно нормы Евро‑5 на подобных дизелях достигают совместным применением топливной системы CommonRail, турбокомпрессора с изменяемой геометрией (VGS) и мощного теплообменника интеркулера, а также системой рециркуляции EGR или впрыском мочевины SCR. Плюс установка дополнительного нейтрализатора DOC (Diesel Oxidation Catalyst) в выхлопной системе или полноценного сажевого фильтра. То есть набор технологий нейтрализации – большой. Но на грузовиках «Группы ГАЗ» не применяют нейтрализацию мочевиной – в отличие, допустим, от КАМАЗа. Поэтому на «ГАЗон-Next 10» используется CommonRail, интеркулер, турбина фиксированной геометрии, система нейтрализации – EGR в самом современном виде, с охлаждением в жидкостном теплообменнике части «выхлопа», подаваемого обратно в цилиндры двигателя. И устанавливается нейтрализатор – огромный глушитель и резонатор из нержавейки. Подобную схему нейтрализации ОГ на грузовиках поставляемых в Россию использует например Isuzu.
У моторов семейства ЯМЗ‑530 очень хорошие характеристики, мягкая и тихая работа, низкий уровень вибраций, экономичность. А еще – ресурс не менее 700 тысяч км у дизельных «четверок» и до миллиона для «шестерок». При этом обеспечена отличная ремонтопригодность благодаря мокрым гильзам, коленвалу, который можно перешлифовывать в ремонтные размеры и другим традиционным для ЯМЗ решениям. К примеру, передний сальник коленвала установлен снаружи – что бы поменять его не нужно разбирать полмотора. Моторы ЯМЗ‑530 выпускают серийно с 2012 года они стали массовыми и заработали хорошую репутацию.
Как уберечь от досадных поломок один из самых дорогостоящих агрегатов любой техники – двигатель, и выжать из него максимальный ресурс? Правильно эксплуатировать, использовать качественное топливо и заливать хорошее, проверенное моторное масло.
Планируется, что с 1 октября 2025 года любой автомобиль такси должен быть произведен на отечественных заводах. Как это скажется на рынке такси? Мнение Дмитрия Матвеева, генерального директора компании «Мой автопрокат»
По каким направлениям ставки на перевозки автотранспортом выросли и снизились сильнее всего для различных типов кузовов