Дизельные двигатели ЯМЗ
ЯМЗ -530 – гордость завода
Нет оснований сомневаться в том, что семейство дизелей ЯМЗ-530 – это российские двигатели. В середине 90-х в Ярославле начали проектировать «литровые» дизели безо всякой команды сверху, на собственные деньги и своим умом. Понимали, насколько нужны эти моторы стране, да и самому заводу будет легче выжить. Но потом, в середине 2000-х, для экономии времени обратились за помощью в доводке конструкции к австрийской инжиниринговой фирме AVL List Gmbh. Сотрудничать с австрийцами не стесняются двигателисты многих компаний с мировым именем, в том числе и «большой семерки». В Европе AVL не менее авторитетна, чем английская Recardo.
В результате этого партнерства ярославцы создали практически новые моторы, сохранив только прежнее название серии – ЯМЗ-530. В первую очередь, разработали совершенно новый блок повышенной прочности, что позволяет не только форсировать моторы, но и доводить их до уровня норм Евро-6. Изменилась и размерность двигателей: 105х128 мм; у ЯМЗ-534 рабочий объем 4,43 литра. Выросла и мощность. Сначала верхний предел был установлен в 190 л. с. при 2300 об/мин и момент 750 Н.м, теперь есть 210-сильный мотор, его планируют устанавливать на перспективную версию «ГАЗон-Next» – седельный тягач и, видимо, на другие автомобили. Но, как и положено, есть несколько модификаций двигателей с более слабыми настройками: шестицилиндровый ЯМЗ-536 6,65 литра; его предельная настройка – 312 л. с. при 2300 об/мин, а максимальный крутящий момент – 1240 Н.м.
У двигателя изменен привод ГРМ: он со стороны маховика, что уменьшает уровень шума и позволяет производить отбор мощности для привода вспомогательных агрегатов до 136 л. с. у «шестерок». Головка блока сделана общей для всех цилиндров, и, естественно, в ней четыре клапана на цилиндр. Топливная система – Common Rail, производства Bosch, давление распыла составляет 1800 бар.
Моторы семейства ЯМЗ-530 выпускают серийно с 2012 года. Они постепенно становятся массовыми и уже заработали хорошую репутацию. Действительно, после того как ЯМЗ-534 начали устанавливать на ГАЗ-3309 и вездеход ГАЗ-3308, на автобусы ПАЗ, а главное – на «ГАЗон-Next», они практически полностью вытеснили под капотами этих автомобилей дизели ММЗ и Cummins. ЯМЗ-536 удачно встали на модернизированные вездеходы «Урал М» и совершенно новые «Урал-Next» – их широко применяет МАЗ, ставят на ЛиАЗы и КАВЗ. Возможно, если бы выпуск 530-го наладили лет на пять раньше – выжил бы и московский ЗИЛ.
Очень хорошие характеристики, мягкая и тихая работа, низкий уровень вибраций, экономичность – вот основные достоинства дизелей ЯМЗ-530. А еще – ресурс до 800 тысяч км и даже до миллиона. При этом обеспечена отличная ремонтопригодность благодаря мокрым гильзам, коленвалу, который можно перешлифовывать в ремонтные размеры, и другим традиционным для ЯМЗ решениям. К примеру, передний сальник коленвала установлен снаружи – чтобы поменять его, не нужно разбирать полмотора.
Сейчас планируют выпускать около 20 тысяч двигателей в год, а вообще производство рассчитано на объемы до 80 тысяч. Между тем до последнего времени большая часть компонентов была импортная, высокой себестоимости даже еще при том, докризисном долларе и евро. А события последних лет ярко показали, что нельзя полностью рассчитывать на импорт, тем более что часть двигателей идет и на армейскую технику. Понятно, что локализация компонентов для семейства ЯМЗ-530 была неизбежна, но сложившаяся ситуация заставила ускорить эти работы.
Однако все не так просто, как кажется. Чтобы блок цилиндров был способен выдержать увеличение давления сгорания до 210 бар, что соответствует нормам Евро-5 и Евро-6, он должен быть очень жестким и прочным. А еще выгодно, когда блок легкий. Поэтому кроме подбора специального чугуна для отливки приходится укреплять блок различными ребрами жесткости. Особенность блоков двигателей серии ЯМЗ-530 – специальные вертикальные полости, которые работают как объемные усилители. Отливка головки блока ненамного проще. Поэтому до последнего времени все литье было импортное, с германского завода Fritz Winter Eisengielierei. Это ведущий поставщик отливок и готовых деталей для автомобилестроения Европы. В числе партнеров Fritz Winter – BMW, Mercedes-Benz, Volvo и другие производители автомобилей. И еще около половины отливок идет на экспорт по всему миру. Если бы отливки блока и головки делал Ярославский моторный завод, двигатель получился бы тяжелее, чем нужно. Поэтому сейчас литье блока и головки локализовано на ОАО «ГАЗ» – там более современная литейка. Кстати, раньше именно на «ГАЗе» делали отливки блока и головки для минских дизелей Д-245, которые потом шли на комплектацию ГАЗ-3309/ГАЗ-3308 и «ПАЗиков». А минский мотор и ЯМЗ-534 близки габаритами. Но сейчас на конвейер ЯМЗ пока поступают и отечественные, и импортные блоки/головки 534/536.
Официально поставляемые на российский рынок прицепы бренда KAILE аналогичны по техническим характеристикам и комплектации популярным моделям европейских брендов.
Журнал «Рейс» и компания «БетонТехСтрой» начали совместный проект по оценке качества и ресурса моторного масла LUBRIGARD FLEETMAX PRO CNG LA 10W‑40, предназначенного для автомобильной и специальной техники, работающих на газовом топливе
Группа компаний «GROSS», основываясь на длительном опыте взаимодействия с крупными логистическими компаниями, прицельно развивает направление продаж шторных полуприцепов.