Галерея (7)


Синие коробки – это 5-ступенчатые ЯМЗ, их ставят на «Уралы» 6х6 и 4х4
Коробка ZF 9S1310 c 9-ю передачами позволит создавать на шасси двухосных «Уралов Next» новые модификации
С ярославской коробкой рычаг торчит из пола. По другому никак…
На «Урал Next» применяется модернизированная раздатка, рассчитанная на возросший момент двигателя
Раздатку тоже модернизировали. Карданы – с торцевыми шлицами
Все карданы на «Уралах» расположены очень высоко. Повредить – сложно
У передних мостов для надежности изменили поворотный кулак и ШРУСы
Главная > Статьи > Автобаза > Узлы и агрегаты > Что лучше: пять или девять?

Что лучше: пять или девять?

Несмотря на некоторую схожесть основных элементов трансмиссии «Урала Next» с аналогичными агрегатами на «Уралах» прежних поколений, изменения здесь просто огромные

Без альтернативы

Вне зависимости от того, какой двигатель используется на автомобиле, теперь на всех «Уралах» устанавливают только однодисковое диафрагменное сцепление. Это немецкое Sachs MFZ 430 или его аналоги других производителей. Если вспомнить, на «Уралах» и с «зиловским», и с «камазовским» моторами, устанавливали только двухдисковое сцепление. При тех же размерах оно передает больший крутящий момент, чем однодисковое, но есть у таких сцеплений и недостаток – ​часто «ведет», не выключается полностью при трогании с места. Поэтому, к примеру, Scania даже на тяжелых самосвалах применяет только однодисковое сцепление.
Есть и еще одна особенность. На всех двигателях установлены картеры маховика, выполненные по стандарту SAE1. Для наших перевозчиков применение картера по SAE1 имеет большое практическое значение – ​благодаря этому на автомобилях с разными двигателями легко агрегатировать любые коробки передач. А это будет сказываться как на технических возможностях миасского грузовика, так и на его цене.

Джойстик или «кочерга»?

На «Урал Next» 4х4, в зависимости от мощности двигателя могут устанавливать две ярославские 5-ступенчатые коробки: ЯМЗ‑0905 и ЯМЗ‑1105. Сочетание компактного по длине однодискового диафрагменного сцепления и картера SAE1 вынудило изменить конструкцию традиционной ярославской «пятиступки». Обе эти коробки созданы на основе КП ЯМЗ‑2361, у них одинаковые передаточные числа: от 5,22 до 0,71, но они отличаются входным крутящим моментом. ЯМЗ‑0905 рассчитана на 930 Н.м, а ЯМЗ‑1105 выдерживает 1130 Н.м. На обеих коробках более коротким (или плоским) выполнен картер сцепления, первичный вал. Под диафрагменное сцепление изменена вилка выключения, на картере есть люк для установки ПГУ. А у ЯМЗ‑1105 промежуточный вал еще и вращается на конических подшипниках, что позволяет передавать больший крутящий момент от двигателя.
Есть еще одна коробка, которая доступна на «Урал Next» 6х6, но пока ее не применяют на двухоснике. Это 9-ступенчатая ZF Ecomid 9S1310TO, собирают ее в Набережных Челнах на СП «ЦФ КАМА». Это первый случай в истории семейства капотников «Урал‑375» и «Урал‑4320», когда на миасский вездеход серийно ставят коробку с девятью передачами. Если учитывать еще две в раздаточной коробке, то в распоряжении водителя получается 18 передач! Коробки ZF Ecomid 9S1310TO идут на конвейеры DAF, IVECO, MAN, Renault, КАМАЗ и еще дюжины производителей. Эта КП рассчитана на двигатели моментом до 1300 Н.м. Касательно «Урала» 6х6, она в большей степени предназначена для работы с прицепом или полуприцепом, причем вплоть до магистральных перевозок. Эти коробки можно использовать и на одиночных автомобилях в тяжелых условиях эксплуатации, к примеру, на самосвалах. У ZF Ecomid 9S1310TO более сложная конструкция, чем у ярославских «пятиступок»: четырехступенчатая основная коробка и установленный сзади двухдиапазонный демультипликатор, есть еще и «ползучая» передача. В результате получается диапазон передаточных чисел от 9,48 до 0,75.
Есть и просто экзотическая раздаточная коробка – ​в ней три ряда. При включенной прямой передаче в раздатке, эти 8 передач называются «дорожным режимом», а если включить первый пониженный ряд в планетарном демультипликаторе с числом 5,7, получается уже «рабочий или внедорожный режим». Но есть и второй пониженный ряд с i = 55,87. Это когда надо или ползти в жуткой колее или пахать, косить и резать сучья, утрамбовывать щебень и укладывать асфальт.
Понятно, что такой раздатки у автозавода «Урал» сейчас нет, и неизвестно, будет ли. Да и Daimler свой хитрый агрегат не продаст. Но даже применение на двухоснике ZF Ecomid 9S1310TO позволит получить очень хороший результат. Понижающий ряд в раздатке «Урала» – ​2,15, тогда с коробкой ZF у самой низшей передачи получается 9,48 х 2,15 = 20,38. «Урал Next» 4х4 с такой коробкой может быть хорош как коммунальная техника для уборки улиц. На «черепахе» машина может часами ползти со скоростью 4-5 км/ч. На аналогичном шасси легко установить «скребок» и пескоразбрасыватель для дорожников – ​два ведущих моста плюс блокировка дифференциала зимой в большой цене.
Если говорить, что и 5-ступенчатой коробки ЯМЗ в сочетании с раздаткой вполне хватит, нельзя забывать, что переключать передачи в раздатке «Урала», как и раньше, можно только на полностью остановленном грузовике. Это явный минус. Но, как говорят на заводе, с коробкой ЯМЗ и при включенном понижающем ряду в раздаточной коробке, скорость движения «Урала Next» 4х4 при минимальной скорости 2-3 км/ч достигается при 1300 об/мин у двигателя. То есть для одиночных грузовиков ярославские коробки передач остаются одним из самых простых, надежных и недорогих вариантов трансмиссии.
Вне зависимости от применяемой марки и модели КП грузовику «Урал Next» обязательно нужен отбор мощности под привод лебедки или гидронасосы надстроек. Отбор мощности от двигателя ЯМЗ‑536 пока не используется. У ярославских коробок есть два варианта: от бокового люка с правой стороны – ​до 40 л. с., и отбор от заднего торца промежуточного вала – ​до 100 л. с. У ZF 9S1310 применяется картер тоннельного типа, и отбор мощности идет только от заднего торца промвала – ​от 87  до 170 л. с., в зависимости от варианта КОМ.
Управление у коробок ЯМЗ обычное, торчит «кочерга» из пола. Но в кабине «Урала Next» с коробкой ZF Ecomid 9S1310TO может быть применен и тросовый джойстик управления, его разместили на панели. Впервые джойстик и тросы появились на «ГАЗели Next», позже на «ГАЗоне Next». С адаптацией на них такого привода и расположением рычага все понятно – ​все же там коробки пятиступенчатые. Впервые поездить на грузовике с джойстиком довелось в 2018 году на презентации дорожных «Уралов Next» 6х4 на Дмитровском полигоне. Тогда одолевали сомнения: совместим ли джойстик и тросы с 9- и 16-ступенчатыми КП? Ведь по крутящему моменту между ними настоящая пропасть – ​300 и 2000 Н.м. Соответственно, по сравнению с «газелевской» коробкой, у Ecosplit ZF16S в разы больше перемещения блокирующих муфт синхронизаторов. Поэтому легко предположить, что или набалдашник рычага «Урала Next» 6х4 будет упираться во что-нибудь на панели, или усилие переключения окажется завышенным. А ведь еще надо учесть перемещения рычага поперек кабины при выборе передачи. «Газелевская» коробка трехходовая, а у ZF с учетом «черепахи» и заднего – пять ходов. Однако опасения были напрасными. Оказалось, что пользоваться джойстиком на «Урале» вполне удобно. Надо только чуть привыкнуть к переключению диапазонов демультипликатора перемещением рычага в поперечном направлении.
Между тем, у полноприводного «Урала Next» 6х6 или 4х4 в случае применения коробки ZF 9S1310 джойстика нет. Здесь из компоновочных соображений пришлось применить свою, особую кулису, Установить ее на полу кабины и соединить с немецкой коробкой тягами. Получилось что-то схожее с дистанционным управлением коробкой на «Москвиче‑412» или на УАЗ‑452. Достоинство такого управления КП, по сравнению с тросами и джойстиком, – ​тяги проще, зимой не боятся воды. Недостаток – ​рычаг на полу мешает одному из пассажиров.

Валы и мосты

Увеличение крутящего момента нового двигателя полной массы автомобиля потребовало изменений не только коробки и сцепления, но и других агрегатов трансмиссии. В первую очередь, теперь применяются только карданные валы, выполненные по стандарту ISO, с торцевыми шлицами на фланцах. Кроме того, улучшена шлицевая часть. На шлицы наносят полимерное покрытие Rilsan. Благодаря ему долговечность соединения увеличивается в 4 раза. Уплотнитель полиуретановый, надежный и герметичный. Передаваемый крутящий момент увеличен с 4500 до 8000 Н.м. Так же изготавливают карданы иномарок, но эти приводные валы сделаны в Белоруссии, в Гродно.
Раздатка получила обозначение РК 4320М, то бишь модернизированная. Она рассчитана на больший в 1,4 раза крутящий момент​. Для этого увеличены диаметры валов и муфты переключения, выходные шлицы, зубчатые венцы шестерен сделаны шире. Это не весь перечень изменений, их много. Даже сливную магнитную пробку сделали более эффективной. Эти изменения просто так не разглядишь, но есть одна инновация, которая сразу же бросается в глаза: электропневматическое управление раздаточной коробкой. То есть даже в 375-й кабине есть только клавиши, и нет рычагов раздатки, стояночного тормоза. Кто ездил на армейских «Уралах», вряд ли забудут, как дребезжат эти рычаги.
Если вспомнить «Урал‑375», то у него передний мост выдерживал нагрузку 3,8 тонны, а на заднюю тележку приходилось 9,3 тонны. Конечно же, мосты «Уралов» и раньше поэтапно модернизировались, но ныне на всех полноприводных машинах передний выдерживает 6,5 тонны, и по 8 тонн приходится на средний и задний мосты. У редукторов мостов сохранена традиционная для «Урала» конструкция: они двухступенчатые, с парой конических и парой цилиндрических шестерен. У среднего и заднего мостов главные передачи установлены в картер сверху, получается достаточно компактно. Кроме того, карданные валы расположены выше обычного, повредить их невозможно. В базовой комплектации всех модернизированных «Уралов» идет блокировка межколесных дифференциалов среднего и заднего мостов, или заднего у машин 4х4. У двухосника «Урал Next‑43206» 4х4 вместо двух мостов стоит один задний. Понятно, что это еще одно важное отличие вездехода 6х6 от 4х4.
При модернизации не забыли и о повышении ресурса мостов. Теперь их пробег должен быть сопоставим с ресурсом самого автомобиля. Раньше говорили о 250 тысячах, сейчас ресурс должен быть 350 000 км. Известно, что если не применять ступичные планетарные редукторы, увеличивается нагрузка от крутящего момента на полуоси. Для повышения долговечности полуосей еще на «Уралах М» в 2014 году увеличили поверхностную твердость наружных венцов зубчатых фланцев. У переднего моста увеличили прочность ШРУСов, изменили геометрию «кулака», вместе со шкворневым узлом. Цилиндрическая шестерня главной передачи крепится к чашке дифференциала не 8-ю, как раньше, а 12-ю болтами, причем во всех резьбовых соединениях применяют контрящие герметики. Благодаря этим изменениям ведущие мосты теперь выдерживают номинальный крутящий момент 4120 Н.м. Есть и небольшой выбор среди передаточных чисел в редукторах: 7,49; 6,77 или более скоростной 5,62. На «Уралах Next‑43206» 4х4 применяют редукторы с числом 6,77, в то время как на «Уралах Next‑4320» 6х6 стоят редукторы 7,49. У прежних «Уралов» было три варианта чисел: 8,9; 8,09 и 7,32.

Типичные причины преждевременного выхода из строя узла сцепления

Галерея (7)

Синие коробки – это 5-ступенчатые ЯМЗ, их ставят на «Уралы» 6х6 и 4х4
Коробка ZF 9S1310 c 9-ю передачами позволит создавать на шасси двухосных «Уралов Next» новые модификации
С ярославской коробкой рычаг торчит из пола. По другому никак…
На «Урал Next» применяется модернизированная раздатка, рассчитанная на возросший момент двигателя
Раздатку тоже модернизировали. Карданы – с торцевыми шлицами
Все карданы на «Уралах» расположены очень высоко. Повредить – сложно
У передних мостов для надежности изменили поворотный кулак и ШРУСы

Комментировать





Поделиться