Горьковскому автозаводу 85 лет!
У нас не заржавеет!
Бывалые российские эксплуатационники знают: ГАЗ‑3307 ржавел сильнее, чем ГАЗ‑53, и дыры на более современном автомобиле появлялись быстрее, чем на ветеране. С одной стороны, наверное, при СССР действительно красили лучше, чем в 90-х годах, с другой – в то время, даже в самом мухортном гараже, при подготовке к техосмотру грузовики обязательно подкрашивали. А года через два-три кабину полностью окрашивали, пусть и дешевой нитрокраской. Но и сталь точно была толще… В первые десять лет существования бренда «ГАЗель» эти полуторки тоже не радовали коррозионной стойкостью. В то время ходили разговоры, что машины красят вообще без грунтовки, хотя при поточном производстве это просто невозможно.
Ситуация начала в корне меняться с внедрением на Горьковском автозаводе катафорезного грунтования с полным погружением кабины или кузова в ванну с грунтом. При такой технологии со всех сторон кабины, во всех ее швах, во всех скрытых полостях образуется прочный защитный слой. Стойкость к коррозии возрастает в 4-5 раз! Рестайлинговые «ГАЗели», те, что после 2003 года, как раз с катафорезом. Но известны случаи, когда в первое время на «ГАЗелях» с катафорезного грунта чулком слезала краска. Грунт держался, а краска – нет. Что-то шло неудачно… Такая же история была и на FIAT Ducato, которые собирали на заводе «Соллерс», в Елабуге…
Сейчас на «ГАЗе» работает новая линия окраски производства германской компании Eisenmann, и все проблемы с окраской – в прошлом. Ее смонтировали в 2011-2012 годах в бывшем штамповочном корпусе, от которого остался только каркас. Представляете, какой объем работ был проведен? Ведь между довольно грязным штамповочным производством (во всем мире, на всех автозаводах) и окрасочным – по чистоте просто пропасть. На «ГАЗе» линия выглядит словно фармацевтическое производство: кругом стерильность, все ходят только в белых халатах или комбинезонах. На входе в «чистую зону» установлена кабинка-пылесос, или по-другому шлюзовая камера, где с работников и посетителей в буквальном смысле сдувают пылинки. В рабочей зоне создается избыточное давление, работают 22 системы кондиционирования с дисперсностью очистки воздуха до одного микрона. На «ГАЗе» сейчас один из лучших в стране окрасочных комплексов, тем более – для грузовиков! Его подгоняли под высокие требования Daimler для сборки «Спринтеров». Ванны объемом 130-170 м3, 13 этапов: очистка, промывка, обезжиривание, грунтование и финишная горячая сушка. Применяются импортные материалы, преимущественно – немецкие, фирмы Henkel. Все ответственные панели, как внутри, так и снаружи, окрашивают роботы французской компании Sames. Ручной окраски – минимум, и она остается только для неответственных элементов кузова или кабины. Во внутренние полости впрыскивается консервационный воск.
Но не меньшее влияние на долговечность кузова оказывает и сталь, из которой штампуют панели, а также технологии сварки. С удивлением отметил, что у нижегородских Mercedes-Benz Sprinter Classic из оцинкованной стали сделаны только капот и передние крылья. Помнится, при посещении заводов в Германии, в Дюссельдорфе и Людвигсфельде, где делают Mercedes-Benz Sprinter и Volkswagen Krafter, отметил, что на тех машинах из «черной» стали была только крыша, ну и какие-то незначительные детали… Здесь столь же высокая доля применения двухсторонней оцинковки на «ГАЗели Next», плюс пластиковые крылья. Похоже, даже у «ГАЗели Бизнес» больше оцинковки, чем у Sprinter Classic.
Сварка кузовов ведется на современных автоматических линиях. На сварке фургонов «ГАЗель Next» задействовано 98 роботов японской компании Fanuc. На другой линии идет сварка кабин автомобилей «Next»: для «ГАЗелей», «ГАЗонов» и «Уралов Next», а также и для «ГАЗель Бизнес».Всего восемь типов кабин для различных моделей и модификаций свариваются на одном потоке. Здесь трудятся 100 немецких роботов Kuka, благодаря им 85 % операций выполняется в автоматическом режиме. Компьютер задает траекторию движения сварочных клещей роботов с точностью до 1 мм.
И совсем невиданное ранее для «ГАЗа» дело: изменили технологию изготовления бортовых платформ. Напомним, на первых «ГАЗелях Next» применялись борта из алюминиевого сплава, но работать с алюминием сложно даже на заводе, да и цена получается недешевая. Кроме того, и в эксплуатации, при ремонте, не так-то просто устранить повреждения: металл потянулся. Поэтому для современных «ГАЗелей» модернизировали производство стальных бортов. Их стали делать не штамповкой, а прокатом – появилась возможность изготавливать длинные панели без вертикальных стыков. Вместо шовной сварки полуавтоматом перешли на точечную, но главное – ввели и для бортовых платформ катафорезное грунтование. Грунт гарантировано заполняет все полости в жесткостных элементах (там всегда ржавели кузова) и зазоры вокруг точек сварки.
Сейчас, когда запчасти привычных брендов исчезают из продажи, приходится разбираться в представленных аналогах. Автозапчасти MARSHALL – равноценная замена иностранным маркам.
Успешный опыт производства вакуумных насосов стал отправной точкой для дальнейшего развития насосного направления на заводе «КОММАШ Арзамас»
По каким направлениям ставки на перевозки грузов автотранспортом выросли или снизились сильнее всего для различных типов кузовов