Главная > Статьи > Экономика > Коммерческий транспорт в России – импортозамещение и альтернативные бренды вместо «европейцев»

Коммерческий транспорт в России – импортозамещение и альтернативные бренды вместо «европейцев»

Рынок грузовой техники в России оживлен как никогда. Стремительно растет спрос на седельные тягачи и другой коммерческий транспорт. Какое предложение рождает этот взрывной спрос, как перераспределились доли производителей и кто придет на место «большой европейской семерки»? Рассказывает Леонид Ткачик, генеральный директор компании ODIN Group – уполномоченного дистрибьютора грузовой техники китайского бренда SANY
Коммерческий транспорт в России

Ситуация на рынке коммерческого транспорта

Согласно данным аналитического агентства «Автостат», в августе 2023 года продажи новых средних и тяжелых грузовых автомобилей выросли в 2,3 раза по сравнению с августом прошлого года. А по итогам первых восьми месяцев рост составил 79 %. Такой «взрыв» стал возможен благодаря тому, что в прошлые годы потребность в грузовом транспорте, напротив, сокращалась. Сначала повлияли ограничения во время пандемии коронавируса, затем – начало СВО и неопределенность практически во всех секторах экономики. Сформировался так называемый отложенный спрос.

И вот затаившийся на время рынок оживает. Часть грузового транспорта идет на военные нужды. Но еще большее влияние оказывает сама экономика – развитие сельского хозяйства, строительного сектора, промышленности. Стимулом является и реализация национальных проектов. И это, безусловно, отличная динамика.

В прошлом году облик рынка коммерческого транспорта в России полностью изменился. Безусловным лидером по числу проданных авто всегда был «КАМАЗ». Ранее основными его конкурентами были грузовики «большой европейской семерки»: Volvo, MAN, Scania, Mercedes-Benz, DAF, IVECO, Renault. Но они ушли из страны. Приостановили свою деятельность также японские и корейские компании. В России просто не осталось производителей из этих стран с полноценной гарантийной и технической поддержкой. Однако это открыло возможности для других производителей. Свято место пусто не бывает.

Безусловным лидером по числу проданных грузовиков всегда был «КАМАЗ»

На сегодняшний день, по данным «Автостат», 50 % российского рынка заняла китайская грузовая техника. Еще никогда столь крупная доля рынка не сосредотачивалась в руках производителей из одной страны. И есть основания полагать, что эта цифра будет расти. Кстати, еще в 2020 году доля китайских марок составляла всего 5,3 %. «Распробовать» авто из КНР российские покупатели полноценно смогли в прошлом году. Именно тогда многие транспортные компании получили первый опыт в покупке и эксплуатации грузовиков из Китая. Те, кто уже убедился в том, что китайская грузовая техника надежна, сейчас ищут и тестируют новые бренды.

Есть и транспортные компании, принципиально не приобретающие технику китайских производителей. Они продолжают «докатывать европейцев» и малыми партиями ввозят их через третьи страны. Кстати, количество предложений на «серых европейцев» также неуклонно растет.

Ситуация с российскими автопроизводителями

Сложившаяся ситуация выгодна российским производителям. Например, «КАМАЗ» увеличил долю продаж в июне текущего года на 24 % по сравнению с прошлым годом. Хотя в целом отечественный лидер несколько уступил свои позиции. Его вытесняют именно китайские бренды.

Продажи идут не только у «КАМАЗа». Есть спрос на коммерческий транспорт производства «Группы ГАЗ», в том числе, на новые «Валдаи», «Уралы», новый BAZ-S36A11, разработанный на Обуховском заводе. В этом году в Москве началось серийное производство российских электрогрузовиков на основе «УАЗ-Профи». Пока это скорее эксперимент, но интересный. В любом случае с уходом европейских и японских конкурентов российское производство «расшевелилось». В десятке марок по продажам новых грузовиков в РФ также продукция белорусского МАЗа.

В числе плюсов отечественных авто, безусловно, их стоимость. Новые отечественные машины доступнее аналогичных, привезенных из-за границы. Также их преимущества – широкий модельный ряд, адаптация к русским дорогам, доступность и невысокая цена запчастей, возможность отремонтировать автомобиль в любом сервисе и дешевизна сервиса. Российские машины неприхотливы. Не требуют такой трепетности в обслуживании, как иномарки. И, конечно, в свете событий последних лет, нельзя не отметить, что российский грузовой транспорт – это стабильность. Он был, есть и будет.

Однако и минусов достаточно. Когда компания или частное лицо занимаются автоперевозками, они оценивает не только цену самого грузовика, но и стоимость эксплуатации, частоту поломок и простоев. У автомобилей российских марок она по-прежнему довольно высока. Проблема несколько нивелируется, если перевозчик приобретает новое авто. Если же машина уже «пожила», может запуститься цепная реакция из поломок и необходимых доработок, которая просто исключает транспорт из эксплуатации на длительное время. Также наши грузовики расходуют больше топлива.

Еще один минус отечественных автомобилей – проигрыш по комфорту и безопасности водителя. Производители по-прежнему сосредоточены на главной миссии коммерческого транспорта – перевозке грузов – и забывают о тех, кто сидит в кабине. А между тем дальнобойщики в России проводят за рулем около 9 часов в день.

Плюсы и минусы машин китайских марок

Среди китайских брендов, представленных на российском рынке коммерческого транспорта, наиболее распространены Sitrac, Shacman, FAW и Howo. Этим летом мы представили новинку – седельные тягачи SANY. Компания ODIN Group является уполномоченным дистрибьютором грузовой техники бренда. На сегодняшний день мы поставляем в Россию наиболее востребованные седельные тягачи 4х2 и 6х4. У китайских производителей в плане специфики российского спроса практически нет минусов. Они обладают всеми возможностями для формирования парка техники в России.

Машины максимально подходят к технологическим особенностям наших дорог, адаптированы к рынку. Логистика налажена, запчасти доступны. Что касается качества, китайская грузовая техника давно не уступает, а во многом опережает европейские бренды. Китайцы используют и мировой опыт, и собственные инновации. А главное, они постоянно улучшают продукцию, ведут разработки, внедряют их.

В числе минусов остается чисто психологический момент. Стереотипом является мнение, что китайские авто не могут конкурировать с европейскими и даже с российскими, что они развалятся через год и т. д. Этот миф, которому очень много лет, и который мы, как дистрибьютеры китайской грузовой техники, стремимся развенчать. Производство в КНР сделало гигантский шаг вперед. Так, заводы SANY можно смело назвать одними из самых «умных» в мире.

Еще один минус связан с организацией дистрибуции. Если смотреть на рынок китайской коммерческий техники в целом, то можно отметить, что ему не хватает системности и упорядоченности. Огромное количество дистрибьюторов и дилеров предлагают схожие машины, подчас одной и той же марки, с разными условиями поставки. Ситуация отчасти напоминает Дикий Запад. И труднее всего приходится клиентам. Очень сложно выбрать партнера, который предложит и достойный продукт, и уверенную и качественную сервисную поддержку. Но такие компании уже есть, и со временем ситуация должна выправиться.  

Поддержка государства и перспективы развития рынка

Государство сегодня также заинтересовано в быстрых темпах импортозамещения. Для стратегических производств предусматриваются разнообразные субсидии, налоговые льготы. В число критических областей, куда в первую очередь необходимо направлять средства, входит машиностроение. Но помощь ориентирована, прежде всего, на сектор пассажирского транспорта. А также на развитие отечественной универсальной компонентной базы. В сегменте грузовой техники процесс импортозамещения на сегодня скорее дело самих брендов. Отечественные марки в поиске производителей комплектующих, которых не так много. Необходимы инвестиции в заводы, которые поспособствуют увеличению доли отечественных комплектующих.

Но главный вопрос – обеспечение спроса на местные детали, выход на окупаемость и, соответственно, экономическую целесообразность. Принимая во внимание увеличивающуюся роль китайских производителей, наращивать долю локальных комплектующих без поддержки государства будет очень сложно.

Экономическая целесообразность – важный вопрос и в теме локализации китайских производств. Инвестиции, которые китайские компании могут сделать в строительство и в развитие производственной базы, должны окупиться. Также необходимы гарантии и четкие «правила игры» в правовом аспекте. 

Сегодня по дорогам России передвигаются более 300 тысяч тягачей. Средний возраст грузового автомобиля – 18 лет. А значит, обновление автопарка неминуемо. И спрос обещает быть стабильным.

Скорее всего, в ближайшие пару лет рынок будет наполняться новыми производителями и за счет импорта, и за счет открытия новых сборочных производств, так или иначе связанных с иностранными марками. Переориентация на азиатский рынок усилит давление на российские компании, конкуренция будет только нарастать, поэтому Правительству РФ придется принимать дополнительные меры по поддержке отечественных заводов. А клиенты продолжат искать подходящие альтернативы ушедшим маркам для своих предприятий.

Читайте также:

Международные перевозки: проблемы и решения

Мошенники в автоперевозках (видео)

Аренда, лизинг или покупка?


Теперь нас можно читать и смотреть в Telegram



А вы знаете, что лизинг был известен уже в средневековой Англии – тогда предметом лизинга были лошади! Сейчас этим выгодным способом можно приобрести даже самый мощный российский бульдозер ЧЕТРА Т40. Да и условия лизинга стали супердружелюбными по отношению к клиенту. Расскажем подробнее.

Запчасти и расходные материалы

Рынок Aftermarket после введения санкций – Азия вытесняет Европу

Почему и как крупные перевозчики и СТО выдержали санкционный удар?

Цена топлива

Где и сколько стоит топливо: 20 мая

Цены на бензин и дизтопливо в различных регионах

Галерея (1)

Безусловным лидером по числу проданных грузовиков всегда был «КАМАЗ»

Комментировать





Поделиться