Полный привод – КАМАЗ или «Урал»?
Какой грузовик вам нужен?
Довести по бездорожью тонны полезного груза гораздо сложней, чем просто на легковом джипе проехать. Тут нужна техника с тремя и более осями на односкатных колесах минимум метрового диаметра. Тяжелые полноприводные грузовики в нашей стране – как правило, отечественных марок. В основном, КАМАЗ и «Урал». Вездеходы именитых зарубежных брендов тоже присутствуют, но в мизерных количествах. Непомерные цены на такую технику отпугивали покупателей даже в эпоху экономического благоденствия. При относительно небольших среднегодовых пробегах, свойственных полноприводной технике, достоинства иномарок (долговечность и пр.) не слишком весомы. А недостатки, например, техобслуживание у официального дилера, к которому надо добираться порой за тысячу километров, напротив, бывают критичны.
В целом, выбор подходящего для ваших транспортных задач полноприводного грузовика заставляет учитывать десятки факторов, но мы упростим задачу, оставив за рамками данной статьи специфические двух- и четырехосные модели. Итак, вам нужен наиболее универсальный тяжелый грузовик колесной формулы 6х6. Также отодвинем в сторону компромиссные модификации с двускатными колесами на задней тележке. По этим узконишевым машинам надо делать отдельный обзор. Сосредоточимся именно на вездеходах с односкатными колесами «по кругу». Именно такую технику покупают, когда экономия топлива и шин, а также тонно-километры второстепенны. Главное – просто добраться в пункт назначения. Как-нибудь, любой ценой. Доползти, не замерзнуть, выжить…
К бою готовы
Трехосные полноприводные автомобили КАМАЗ и «Урал», предназначенные для коммерческих перевозок (когда-то такие модификации называли «нархозовскими», то есть используемыми в народном хозяйстве страны, где не было частного капитала), традиционно базируются на армейских моделях. Конструкторская школа по грузовым вездеходам у нас всегда была на высоте, как, впрочем, и всё, напрямую или косвенно относящееся к обороне. Есть, правда, небольшое историческое отличие между машинами обеих марок. Если технику «Урал» изначально проектировали для использования в армии, а позже адаптировали к мирной жизни, то завод «КАМАЗ», в прошлом относившийся к вполне гражданскому ведомству Минавтопром СССР, напротив, освоил производство вездеходов лишь в процессе расширения модельного ряда.
Для современного покупателя, то есть коммерческого перевозчика, эти подробности давно минувших дней вроде бы несущественны, но если не вникнуть вовремя в детали, то можно получить не совсем то, что нужно. Например, весьма полезно знать, что на «Уралах» трансмиссия «заточена» больше на бездорожье, а эксплуатация этих автомобилей на асфальте чревата повышенным износом шин из-за отсутствия межосевого дифференциала в задней тележке.
На КАМАЗах средний (проходной) мост всегда оборудован межосевым дифференциалом, не допускающим пробуксовку шин при отклонении от прямолинейного движения. Зато «ураловские» мосты – все, включая передний – сконструированы с горизонтальными разъемами редукторов, что позволило максимально высоко расположить карданные валы, практически исключив их повреждение на пересеченной местности.
Кроме того, у таких мостов больше дорожный просвет (при одинаковом диаметре шин), а с гребнем колеи при глубоком погружении они контактируют полусферической поверхностью картеров, что облегчает проскальзывание, и в меньшей степени тормозит машину. Завод «КАМАЗ» мосты с горизонтальными разъемами ставит только на заднюю тележку, и только на машины легких серий разработки 1970-х годов (модель 43118 и все ее модификации). Современные вездеходы КАМАЗ полной массой 40 и более тонн оборудованы «дорожными» мостами с вертикальными разъемами редукторов. Такие балки врезаются в грунт, и машина может застрять с большей вероятностью.
Упомянем и про самое очевидное отличие в модельных гаммах обоих автозаводов. «КАМАЗ» предлагает технику только бескапотной компоновки с кабиной над двигателем. У «Урала» есть выбор, и помимо бескапотных машин линейки М, завод выпускает полноприводные шасси семейства Next с выступающим вперед капотом.
Читайте также:
Как уберечь от досадных поломок один из самых дорогостоящих агрегатов любой техники – двигатель, и выжать из него максимальный ресурс? Правильно эксплуатировать, использовать качественное топливо и заливать хорошее, проверенное моторное масло.
Линейка компонентов тормозных узлов коммерческой техники была включена в продуктовый портфель бренда TRIALLI примерно десять лет назад
По каким направлениям ставки на перевозки грузов автотранспортом выросли или снизились сильнее всего для различных типов кузовов