Полноприводный «ГАЗ-Садко 9» – шасси под тяжелую спецнадстройку
Двигатель
Единый для всего семейства средних грузовиков ГАЗ двигатель – 4-цилиндровый 16-клапанный ЯМЗ‑534 рабочим объемом 4,43 л. Распредвал расположен в блоке цилиндров и приводится шестернями со стороны маховика. Привод клапанов – штангами через двуплечие мосты. Гильзы цилиндров сменные, а все комплектующие мотора (когда-то преимущественно импортные) уже давно локализованы в России, и, соответственно, недороги. Система питания с аппаратурой Common Rail. В варианте для «Садко 9» выбрана настройка мощности 169 л. с., что на 20 с ил больше, чем у мотора для 6,9-тонного «Садко-Next».
Напомним о важной особенности 4,43-литровых двигателей ЯМЗ – они укладываются в нормы Евро‑5 без системы нейтрализации окислов азота раствором мочевины. Все прочие моторы семейства (6-цилиндровые, а также 5,1-литровая «четверка» ЯМЗ‑535) комплектуют баком с реагентом AdBlue. Заявленный ресурс двигателя 700 тыс. км, но, как показывает 15-летний опыт эксплуатации этих агрегатов, не стоит понимать вышеприведенное значение, как пробег машины до первого капремонта. До второго-третьего, пожалуй, ближе к реальности. Долговечность же двигателя ЯМЗ‑534 на шасси автовышки вполне устраивает эксплуатационников такой техники. Машины набирают километраж медленно, поскольку работают в пределах одного региона, и большую часть времени стоят либо в дежурном режиме на базе, либо на объекте.
Технические характеристики
Коробка передач и «раздатка»
Коробка передач – простейшая механическая «пятиступка» – унифицирована для всего семейства средних грузовиков ГАЗ. Диапазона ее передаточных чисел (от 6,555 до 1,0) вполне хватает и полноприводной технике на бездорожье. Управление КП – джойстиком на консоли панели приборов через тросовый привод. «Раздатка» – модернизированный агрегат от ГАЗ‑66. С прямой передачей на верхней ступени и жестким подключением переднего моста по схеме Part-time.
В отличие от тяжелых грузовиков с полным приводом, имеющих в трансмиссии межосевой дифференциал, на «среднетоннажниках» имеет смысл разъединять силовую линию, и в режиме относительно свободного качения передних колес экономить топливо при движении по дорогам с твердым покрытием. Понижающая ступень в раздаточной коробке включается только в режиме 4х4 и увеличивает суммарное передаточное число трансмиссии почти вдвое (точнее в 1,982 раза). Механические рычаги управления «раздаткой» на «Садко» упразднили давно. Их сменили электропневмоприводы. В кабине водителя есть трехпозиционный переключатель режимов: 2Н, 4Н и 4L.
Подвеска и тормоза
Абсолютная новинка в конструкции нижегородских грузовиков – пневмоподвеска заднего моста. Именно на «Садко 9» пневматику вместо рессор ставят серийно и штатно, а не в виде дорогой опции по спецзаказу или тюнинга в «левых» конторах. Подвеска двухбаллонная, в роли продольных рычагов, фиксирующих задний мост, выступают обрезанные коренные листы рессор. Управление пневмоподвеской – отдельным кнопочным пультом слева от сиденья водителя. В отличие от рессор, пневматика позволяет регулировать погрузочную высоту (поднимать раму над ведущим мостом) в диапазоне 300 мм. Впрочем, для автовышки эта функция, как и автоматическая адаптивность к нагрузке, пожалуй, неактуальна. А вот свойственная пневматике плавность хода на колдобинах грунтовых дорог, недостижимая для многолистовых рессор, полноприводной спецтехнике весьма кстати.
Тормоза, как и на «Садко-Next» последнего поколения, с пневмоприводом. Но, в отличие от «ГАЗона-Next», не с дисковыми, а с барабанными (с клиновым разжимом колодок) механизмами по кругу. Пневмокамеры на заднем мосту расположены спереди, что исключает их повреждение на бездорожье при подаче задним ходом. Стояночный тормоз с пружинными энергоаккумуляторами в пневмокамерах заднего моста. О барабане «ручника», некогда висевшем на фланце «раздатки», можно уже забыть.
Продолжение следует
Читайте также:
Сейчас, когда запчасти привычных брендов исчезают из продажи, приходится разбираться в представленных аналогах. Автозапчасти MARSHALL – равноценная замена иностранным маркам.
Лизинг грузовиков резко снижается. Что нас ждет в недалеком будущем?
Новый капотный «Урал‑80» – это не одна машина, а целое семейство автомобилей, пусть и небольшое