Полноприводное шасси МАЗ: особенности конструкции
В соответствии с весом
Компоновка раздаточной коробки точно такая же, как и на традиционных двухступенчатых агрегатах, поэтому сохранена «нейтраль». Муфта переключения передвигается вдоль первичного вала либо вперед, соединяясь с шестерней привода промежуточного вала, либо уезжает назад в пустоту внутрикартерного пространства, разрывая силовую линию в трансмиссии. Что и требуется на автокране. Машинист включает «нейтраль», а затем коробку отбора мощности, пристыкованную соосно первичному валу РК. И весь силовой поток идет на гидронасос спецнадстройки.
Еще более интересна уникальная конструкция межосевого дифференциала. Мы привыкли, что на грузовой технике этот узел выполнен с планетарной передачей, которая прямо-таки просится в схему несимметричного дифференциала, естественным образом обеспечивая разность диаметров шестерен (в данном случае – солнечной и коронной), а значит, и разницу в передаваемых на выходные валы крутящих моментах. Так сделано на КАМАЗе, «Урале» и большинстве прочих грузовиков с постоянным полным приводом. Напомним, что даже на двухосных грузовиках, не говоря уже о трехосных, тяговое усилие на заднем мосту должно быть больше, чем на переднем. В соответствии с приходящимся на каждую из осей весом.
Считаем зубья
Конструкторы Минского автозавода выбрали экзотическую схему конического (!) несимметричного дифференциала. Шипы крестовины, на которых вращаются четыре конических сателлита, наклонены в сторону вала привода переднего моста, благодаря чему появилась возможность сделать шестерню последнего меньшего диаметра, с пятнадцатью зубьями. Соответственно, вторая коническая шестерня, насаженная на шлицы вала привода задних мостов, получилась значительно большей по диаметру – на ней уже 25 зубьев. А значит, мы имеем соотношение крутящих моментов 1:1,67. Или 37,5 % вперед и 62,5 % назад. Что, как и отсутствие «понижайки», тоже означает отклонение от общепризнанных канонов. Ведь на шасси 6х6 принято делать соотношение 33:67.
Разгадка кроется в истории завода – модель 6317, пошедшая в серию в 1993 году, стала первой трехосной, но не первой полноприводной вообще. Военный грузовик унаследовал «раздатку» от сугубо гражданского лесовозного тягача МАЗ‑5434 образца 1990 года, который был двухосным. Отсюда и 62,5 % момента на единственный задний мост, а в последующем – и на оба задних. С тех пор та самая раздаточная коробка практически унифицирована для всех двух- и трехосных полноприводных шасси Минского завода.
Читайте также:
Мобильный медицинский комплекс «МАЗ-Купава»
4 ведущих моста и штатный «автомат»
Теперь нас можно читать и смотреть в Telegram
Ведущие мосты на большинстве моделей МАЗ имеют планетарные колесные редукторы. Минчане впервые внедрили эти узлы в 1958 году на грузовике МАЗ‑500, обогнав в развитии все прочие заводы бывшего Союза на несколько десятилетий
С выходом машин поколения NN долгожданный «малотоннажник» Горьковского автозавода стал реальностью
Цены на бензин и дизтопливо в различных регионах