Лесовозный тягач DAF XF
Ходовая
Казалось бы, по конструктивным решениям рамы и подвески лесовозный тягач – тот же самосвал. Но есть существенное отличие: у лесовозов обычно длиннее колесная база – возить-то надо все длинное. Обычно база превышает 4,5 м, против 3,5-4,0 м у самосвала. А еще надо добавить задний свес более 2500 мм. Поэтому лесовозная рама должна быть более прочной, чем самосвальная. На лесовозе DAF XF FAT 6×4 длина колесной базы составляет 5550 мм, плюс задний свес 3200 мм. Очень хорошие размеры! Обычно, на седельных тягачах DAF СF и DAF XF применяют лонжероны одинакового сечения по всей длине высотой 260 мм, по 80 мм полки, с профилем толщиной 6,0 мм. Есть рамы с той же высотой лонжеронов, но с увеличенной до 7,0 мм толщиной. Вроде не особо «толстая» рама, небольшой массы, но, как говорят голландцы, она изготовлена из высококачественной стали. Однако на лесовозе высота лонжеронов еще больше – 310 мм, а толщина 8,5 мм, при этом рама двойная, по схеме «лонжерон в лонжероне». Вставка идет по всей длине, толщиной 7 миллиметров. Причем в спецификации как-то невнятно написано про эту важнейшую особенность рамы. А между тем для сравнения: на современных тяжелых КАМАЗах применяют лонжероны высотой в 280 мм со вставкой высотой 262 мм и только планируют к выпуску рамы 300-миллиметровые. Высота лонжеронов у Volvo FM/FH и турецкого Ford Cargo – по 260 мм, у Renault Premium – 266 мм, у MAN TGS – 270 мм, у китайских самосвалов Dongfeng двойная рама высотой 310 мм с толщиной профилей по 7,5мм. Технология сборки рамы у DAF СF и DAF XF – самая современная. Все кронштейны и траверсы крепятся на специализированных высокопрочных болтах. На лесовозе под поперечиной № 1 монтируется массивный противоподкатный брус, а на каждом лонжероне в этом месте – интегральный литой кронштейн, объединяющий передние кронштейны рессор, крепление кабины, на него же ставится и ГУР. Главное назначение такой конструкции – улучшить управляемость автомобиля, за счет уменьшения перемещений и скручивания лонжеронов в этом месте. Обычная передняя подвеска для седельного тягача DAF XF105 или DAF XF при использовании оси с максимальной нагрузкой 7,5 тонны или на 8,0 тонн – на параболических двухлистовых рессорах, на сайлентблоках. Однако у лесовоза DAF XF FAT 6×4 применяется более прочная 9-тонная передняя ось, поэтому здесь рессоры трехлистовые. Балка переднего моста – «ушастая», то есть выгнутая вниз относительно оси вращения колес смещение по вертикали составляет 112 мм. Зная, что такое лесные просеки, по которым проложены зимники или грейдеры, становится понятно, что именно из-за этих участков маршрута и перегруза у лесовоза должна быть особая подвеска. Сзади ожидалось увидеть рессоры и балансир, то есть как на самосвале, но чем и отличается DAF XF от DAF СF, так это комфортом. А потому на лесовозе оказались дисковые тормоза на всех осях, а задняя подвеска – пневматической, причем у каждого моста – своя, без общего балансира. Ведущие оси – 13-тонные, четыре пневмобаллона на ось, итого восемь штук на автомобиль или на 26 тонн нагрузки на ведущих осях. Направляющие элементы задней подвески сделаны по аналогии с седельными тягачами: внизу продольные кованые Т-образные балки – реактивные штанги, сверху мост держит А-образная реактивная штанга. Все соединения выполнены на сайлентблоках, без каких-либо смазываемых шарниров. Это надежно и не требует обслуживания. Вообще подобная пневмоподвеска применяется на «американцах», но там часто стоят полурессоры и по два баллона. Напомним, что кроме комфорта, с пневмоподвеской уменьшается износ шасси, а также меньше разбивает дорогу при езде порожняком. А у лесовоза загрузки на обратный рейс не бывает. Важный момент: здесь применена система мониторинга нагрузки на ось тягача и прицепа, которая рассчитывает и выводит на дисплей значения нагрузок. То есть на каждой оси есть свой датчик нагрузки. Кроме того, как говорят дилеры других производителей грузовиков, из-за жесткого весового контроля наши перевозчики все чаще спрашивают автопоезда с пневмоподвеской ведущих осей тягача и прицепа. Так легально можно увеличить нагрузку на ведущие оси с разрешенных по техрегламенту 18 тонн до 19 тонн. Если же говорить о «виртуальном» лесовозе на современном шасси DAF СF, то здесь скорее всего будет использоваться новая задняя подвеска и 13-тонные ведущие оси со ступичными планетарными редукторами. Эта тележка имеет обозначение HR 1670T и может оснащаться пневмоподвеской или балансирной подвеской с параболическими рессорами. Такие мосты комплектуются только барабанными тормозами. Видимо, именно в таком исполнении теперь будут поставляться в Россию строительные шасси DAF Trucks. Кроме того, в 2018 году DAF Trucks наладил производство передних осей рассчитанных на 10 тонн, которые ориентированы на тяжелые грузовики серий CF и XF. Такие 10-тонные передние оси – большая редкость, они есть не у каждой компании. Напомним, 9-ти и 10-тонные управляемые оси или 9-тонные рессоры – наиболее востребованы именно на самосвалах, лесовозах, балластных тягачах и на прочей тяжелой технике. В отличие от более «легких» осей, обычно на таких мостах применяют подшипники и цапфы большего размера, используют более прочный шкворневой узел. Под 9-тонную переднюю ось пришлось применить более широкие передние шины – 385/65 R22.5, они оптимальны для тягача-лесовоза. С ними машина лучше «рулится» и они меньше «режут» зимнюю дорогу, не позволяют набивать глубокую колею весной, летом и осенью. Хотя, конечно, без колеи лесовозных дорог не бывает… На задних осях используется спарка обычной ныне размерности 315/80 R22.5. Производитель шин – Goodyear. И конечно же, как вишенка на торте – сверкающие на солнце алюминиевые колесные диски фирмы Alcoa. Все же это не обычный лесовоз, а выставочный экземпляр.
Кабина
Серия XF – флагманская у DAF Trucks, с лучшим комфортом в кабине, и мы в России воспринимаем грузовики DAF XF как предназначенные только для работы на трассе. Между тем, в Европе DAF XF используются и в строительном сегменте рынка. Это примерно также как у Volvo серия FM и FH, а у Mercedes- Benz семейства Axor, Arocs и Actros. Оказывается, одно из требований наших перевозчиков к кабинам лесовозных тягачей – наличие спальника. Даже конкуренты DAF Trucks, которые уже давно работают в этом сегменте перевозок, не применяют на лесовозах короткие дневные кабины, и это несмотря на относительно короткое плечо перевозки. Оно и понятно – в лесу всякое может случиться, и спальник с автономкой не помешают. На лесовозе DAF XF FAT 6×4 установлена спальная кабина Space Cab, это относительно недорогая, но оптимальная в России по объему и отделке интерьера. Интересный факт: само название Space Cab впервые применено еще на DAF 95, то есть на победителе конкурса Truck of the Year 1988, а уже DAF 95 XF комплектовался кабиной высотой 2,25 м Super Space Cab. Кстати, из последних достижений DAF Trucks – победа на конкурсе Truck of the Year 2018 года сразу с двумя моделями – DAF CF и DAF XF, а ближайшими конкурентами были метановый Iveco Stralis NP460 и новое строительное многоцелевое семейство Scania XT. У современных DAF XF Super Space Cab высота от пола до потолка – 2255 мм, а от потолка до тоннеля двигателя – 2105 мм. У кабины DAF XF Space Cab эти параметры скромнее: 1885 и 1735 мм, то есть моторный тоннель возвышается где-то на 15 см. Но то, что хорошо для обычного седельного тягача, может оказаться плохим для лесовоза – высокая крыша мешает работе гидроманипулятора… Поэтому кабине Space Cab нет альтернативы. Внешняя ширина кабины 2490 мм. Длина кабин Space Cab и Super Space Cab одинакова, однако у них немного по-разному спроектирована спальная зона. У Space Cab ширина верхней полки – 600 мм, нижняя шире – 810 мм, длина тоже разная: верхняя 205 см, а нижняя – 210 см. У Super Space Cab комфорта на верхней полке побольше: ее размер 700х2000, а снизу все аналогично. Нижнее спальное место — как дома, с хорошим пружинным матрасом Xtra Comfort толщиной 150 мм. Под нижним спальным местом пространство для хранения организовано следующим образом: слева – наружный, «герметичный» отсек емкостью 150 л и отсек внутреннего доступа на 60 л; справа – открытый отсек 150 л и рядом еще один на 85 л. В центральной части – или ящик на 25 л с держателем для бутылок и выдвижной ящик на 65 л, или холодильник на 42 л. Люки боковых ящиков размещены на правой и левой сторонах кабины. С первого взгляда их можно и не заметить – такие здесь большие крышки, органично вписанные между крылом и зигом, идущим по всей длине двери и боковины. Но сам проем ящиков существенно меньше крышек, тем не менее, внутрь легко устанавливается домкрат, укладывается длинная монтажка, лежит набор инструмента. В лестнице три ступеньки, четвертый шаг – уже пол кабины. До него от земли 1475 мм. Рулевая колонка с регулировками по углу наклона и высоте, с удобным пневмофиксатором – его клавиша находится на кожухе. Сама «баранка» небольшая и мягкая, причем может быть отделана кожей. На многофункциональный «умный» руль выведено управление аудиосистемой и круиз-контролем. На всех флагманских DAF XF105 или DAF XF кресла водителя и пассажира часто практически одинаково роскошные, на пневмоподвеске Super Air. Здесь стоит сиденье водителя в исполнении Luxury Air, а пассажирское кресло привинчено к полу – это уже более бюджетный вариант. Обивка кресел выполнена из трех разных тканей: Flash Copper для самой поверхности сиденьй, Thunder для окантовки и Rustico для отделки углов. Видимо, у всего этого «текстиля» разные, но очень важные характеристики… Между тем, в качестве опции возможно применение и кожаных кресел, которые не только смотрятся богато, но и действительно – долговечные. В базовой комплектации – двухрежимный подогрев сидений, а так опции – вплоть до встроенной в кресла системы вентиляции.
Официально поставляемые на российский рынок прицепы бренда KAILE аналогичны по техническим характеристикам и комплектации популярным моделям европейских брендов.
Журнал «Рейс» и компания «БетонТехСтрой» начали совместный проект по оценке качества и ресурса моторного масла LUBRIGARD FLEETMAX PRO CNG LA 10W‑40, предназначенного для автомобильной и специальной техники, работающих на газовом топливе
Группа компаний «GROSS», основываясь на длительном опыте взаимодействия с крупными логистическими компаниями, прицельно развивает направление продаж шторных полуприцепов.