Лесовозный тягач DAF XF
Одним из достоинств двигателей PACCAR MX и PACCAR MX13 является компрессионный моторный тормоз с гидравлическим управлением, встроенный в механизм привода коромысел клапанов. Такой тормоз обозначают DEB – DAF Engine Brake или MX Engine Brake. Он развивает тормозное усилие от 280 кВт при 1500 об/мин до 360 кВт при 2100 об/мин и, работая одновременно с трансмиссионным тормозом-замедлителем, дополняет его. А также добавим сюда элементарную заслонку на выхлопе, развивающую на тех же режимах еще от 50 до 150 кВт. Тем самым обеспечивается эффективное подтормаживание на спусках, сберегаются тормозные накладки. Но надо помнить, что работа любого моторного тормоза наиболее эффективна на высоких оборотах двигателя. У мотора PACCAR MX13 раньше было три настройки мощности: 300 кВт/ 410 л.с. и 2000 Н.м; 340 кВт/ 460 л.с. и 2300 Н.м; 375 кВт/ 510 л.с. и 2500 Н.м. Теперь есть несколько другие, увеличенные настройки – 430 л.с./2300 Н.м, потом 355 кВт/483 л.с. 2500 Н.м и самая мощная 530 л.с. и 2600 Н.м. Двигатель PACCAR MX13 с настройкой 483 л.с. как раз используют на лесовозе DAF XF FAT 6×4 при этом на двери кабины написана округленная величина – 480 л.с. Обратите внимание – взяли среднюю настройку, оставляя запас на обеспечение ресурса мотора. Мотор PACCAR MX13 распространен не только в Голландии или в Англии, где традиционно хорошо продавались грузовики DAF, но и в Америке, а также в Канаде. По состоянию на 2018 год в этих странах работает около 200 тысяч грузовиков Kenworth и Peterbilt с моторами PACCAR MX13 и PACCAR MX11. За океаном доля применения этих моторов на Kenworth и Peterbilt составляет более 40 %. Для лесовоза столь же тщательно, как двигатель, подбирают опции, необходимые для успешной эксплуатации в северных регионах. Аккумуляторы на 230 А.ч – фактически оптимальной для России емкости, но на грузовиках некоторых других марок, ящик для АКБ может быть утепленным, со встроенным теплообменником, включенным в систему охлаждения. С ним в холода батареи меньше теряют запасенную энергию. Наверное, такая опция была бы полезна и голландскому лесовозу. Двигатель оснащен электронагревательным элементом (ТЭНом) на 230 вольт, установленным в блоке цилиндров. Однако вдали от электросетей, при низких температурах проще и надежнее использовать предпусковой подогреватель, работающий на солярке. Предварительный топливный фильтр без подогрева. Для борьбы с пылью применяется двухступенчатый воздушный фильтр, причем забор воздуха идет практически из-под крыши кабины, то есть с высоты почти четырех метров. Труба воздухозаборника дополнена небольшим лабиринтным «циклоном», работающим как предварительный воздушный фильтр. Радиатор системы охлаждения здесь расположен не очень высоко, даже можно сказать – низко. Поэтому, чтобы радиатор не забивался дорожной пылью и грязью, поднимаемой вентилятором, здесь установлен защитный экран. Вообще-то для сохранности нижнего бачка радиатора и частично поддона картера двигателя при различных лесных и дорожных неожиданностях, на подобные автомобили в качестве защиты устанавливают специальный толстый стальной лист с перфорацией. Для информации: в России один из производителей таких защитных комплектов – питерская компания «Трио Сервис». Как обычно, большое внимание компания DAF Trucks уделяет экономичности своих грузовиков. Моторы PACCAR MX13 одни из самых современных в Европе, с отлаженным рабочим процессом, с оптимизированными настройками топливной системы. Это все уже заложено заводом. В дополнение, у мотора есть специальная программа Eco, которая немного «душит» двигатель по оборотам, тем самым обеспечивает некоторую экономию топлива. Эта программа как бы нивелирует действия водителя, убирает возможный «негатив». Она включается автоматически, но, если есть необходимость, водитель может временно отключить экономичный режим, нажав кнопку выключения Eco. Важный момент: моторы PACCAR MX13 устанавливаются и на флагманские DAF XF, и на многоцелевые DAF СF, поэтому этот двигатель с настройкой мощности в 480 л.с. может быть доступен и для лесовозов, работающих непосредственно на лесосеке.
Трансмиссия
Для мощного мотора нужна хорошая и надежная коробка. Компания DAF Trucks одна из первых в Европе начала применять на своих тяжелых грузовиках коробки передач нового поколения ZF Traхon. Фактически это не одна коробка, а целая модульная трансмиссионная система ZF Traхon полностью оригинальной конструкции. Коробки способны передавать крутящий момент от 1500 и даже свыше 3000 Н.м, поэтому, в первую очередь, они интересны для производителей тяжелых грузовиков или тягачей для автопоездов полной массой от 44 до 250 тонн. ZF Traхon предлагается в версиях с 12-ю или с 16-ю передачами, которые имеют модификации с прямой (Direct Drive) или повышающей (Overdrive) передачами. Главной особенностью трансмиссионной системы ZF Traхon является возможность комбинировать базовую коробку передач с пятью различными модулями. Возможна комплектация однодисковым или двухдисковым диафрагменным сцеплением. Есть версия с гибридным модулем Traхon Hybrid, с электродвигателем переменного тока мощностью 120 кВт и крутящим моментом 1000 Н.м, который работает и как генератор. Может быть установлен модуль двойного сцепления и соответствующая коробка, принципиально схожая с теми, что применяется на Volkswagen DSG или на новом Volvo FH – Volvo I-Shift Dual Clutch. Благодаря этому модулю и электронноуправляемой системе переключения у ZF Traхon Dual большинство переключений с одной передачи на другую выполняются быстрее, чем на ZF AS Tronic, и потому практически не происходит прерывания потока мощности на ведущие колеса. На тягачах, ориентированных на работу с большегрузными автопоездами, возможно использование базовой коробки передач Traхon в комбинации с гидро-трансформатором и управляемым сцеплением. Модуль Traхon Torque позволяет трогаться с места и маневрировать на низкой скорости без износа сцепления. То есть, ZF Traхon – очень перспективная модульная трансмиссионная система, которая широко применяется в Европе. И даже самый современный КАМАЗ-54901 поколения К5 будет оснащаться этой коробкой передач. Российское представительство DAF Trucks поставляет в Россию грузовики с коробками ZF Traхon, в основном – седельные тягачи, на которых используются «роботы», агрегатируемые с двигателями PACCAR MX13 и PACCAR MX11. Однако для комплектации лесовоза DAF XF FAT 6×4 выбрали давно известную 16-ступенчатую коробку ZF Ecosplit 16S 2520 ОD с повышающей передачей, с диапазоном передаточных чисел от 13,80 до 0,84. Коробка рассчитана на крутящий момент двигателя 2500 Н.м, а фактически выдерживает больше, эту же коробку применяют и другие европейские производители грузовиков, если ей предстоит работать с мотором мощностью 460-480 л.с. и моментом около 2500 Н.м. В таком исполнении КП оборудована пневмоусилителем Servoshift механизма переключения передач. Его пневмоцилиндр встроен в верхнюю крышку, и для переключения требуется меньшее усилие на рычаге, чем у обычной механической коробки передач. Управление – тросами, выполнено по схеме 1Н, а демультипликатором и делителем заведуют две пневматические клавиши на рычаге. Из других особенностей конструктива ZF Ecosplit 16S 2520 ОD – на ней есть охладитель масла, который полезен при тяжелых условиях работы автомобиля. Сцепление применяется только однодисковое, с диафрагменной корзиной, это известное немецкое Sachs MFZ 430 диаметром 430 мм, но здесь оно в усиленном исполнении. Есть электронная система защиты сцепления, не позволяющая автомобилю тронутся с места на слишком высокой передаче. То есть, сжечь диск – надо будет умудриться. Отбор мощности на привод гидронасоса надстройки – от коробки передач с правой стороны, от промежуточного вала. Одна из причин применения коробки ZF Ecosplit 16S, а не 16-ступенчатой ZF Traхon – результат опроса потенциальных российских покупателей, которые все же не особо доверяют «роботу» в лесу. Однако при желании можно будет заказать лесовоз DAF XF FAT 6×4 и с коробкой ZF Traхon. Тем более, как показывает опыт тех же «шведов» Volvo и Scania, с вывозом леса в составе «скандинавских» автопоездов отлично справляются их трехосные грузовики с «роботизированными» механическими коробками. Для магистрального грузовика, рассчитанного на серьезную работу не окажется лишним и трансмиссионный замедлитель. На тягачах DAF XF и DAF СF может применяется замедлитель ZF Intarder который обеспечивает мощность торможения в 500 кВт, причем при низких скоростях движения. Напомним, это в дополнение к моторному тормозу MX Engine Brake. То, что компания DAF Trucks сохранила собственное производство ведущих мостов – достойно уважения. Некоторые европейские конкуренты DAF давно продали свои «коробочно-мостовые» заводы компаниям ZF или ArvinMerritor и покупают готовые агрегаты у них – так дешевле и меньше головной боли. Однако DAF Trucks еще держится, не избавляется от «ненужного» производства и выпускает широкую гамму мостов: от гипоидных для магистральных грузовиков до типично самосвальных с разнесенной главной передачей со ступичными планетарными редукторами, межосевой и межколесными блокировками дифференциалов. На полуосях или крышках бортовых редукторов есть логотип «DAF». Для магистральных грузовиков лучше подходит более экономичная, одинарная гипоидная передача – именно такая стоит на флагмане DAF XF105 вне зависимости от модификаций. Конкретная особенность трансмиссии лесовоза DAF XF FAT 6×4 – то, что первый ведущий мост в задней тележке сделан проходным, хотя он гипоидный, а не с разнесенной главной передачей. Кроме того, редукторы с механической блокировкой межколесных дифференциалов! Такие мосты редко кто делает, но у DAF Trucks они есть. Понятно, что если «строить» лесовоз на шасси DAF CF 6х4, то на нем будут применяться «самосвальные» мосты со ступичными планетарными редукторами. С точки зрения надежности и большого клиренса, для езды по лесам – это оптимальный вариант, но двухступенчатая схема увеличивает расход топлива. Применяемые передаточные числа ведущих мостов зависят от настройки мощности моторов, колесной формулы, грузоподъемности автомобиля и условий эксплуатации. Обычно, на тягачах DAF 4х2 редукторы с числом от 2,53 до 3,31. К примеру, на седельных тягачах DAF XF105, о которых мы писали ранее, передаточное число было 2,69 с мотором 510 л.с. и 3,31 с мотором 460 л.с. На трехосном DAF FAR XF105.410 6х2, передаточное число редуктора ведущей оси составляет 2,80, при моторе мощностью 410 л.с. На современном лесовозе DAF XF FAT 6×4 с мотором PACCAR MX13 480 л.с. передаточное число редукторов – 3,78. А вообще в зависимости от варианта ведущего моста, на строительных грузовиках DAF суммарно предлагается не менее десяти передаточных чисел главной передачи: от 3,46 до 7,21.
Официально поставляемые на российский рынок прицепы бренда KAILE аналогичны по техническим характеристикам и комплектации популярным моделям европейских брендов.
Журнал «Рейс» и компания «БетонТехСтрой» начали совместный проект по оценке качества и ресурса моторного масла LUBRIGARD FLEETMAX PRO CNG LA 10W‑40, предназначенного для автомобильной и специальной техники, работающих на газовом топливе
Группа компаний «GROSS», основываясь на длительном опыте взаимодействия с крупными логистическими компаниями, прицельно развивает направление продаж шторных полуприцепов.