Коробка передач для КАМАЗа – робот, работающий в зеленой зоне
Объективный замер
Напомним, что в августе 2022 года Камский автозавод провел конкурс экономичной езды среди водителей КАМАЗ‑54901. В нем приняли участие 26 профессиональных водителей из 23 российских транспортных компаний. В распоряжение конкурсантов автозавод предоставил четыре серийных автопоезда КАМАЗ‑54901 с тентованными полуприцепоми НЕФАЗ‑93341, полной массой более 39 тонн каждый, загруженные 20 тоннами чугунных чушек балласта. Дорожные условия реальные – эксплуатации автопоезда на участке автодороги М7 «Волга» в окрестностях Набережных Челнов. По трассе 65 километров в сторону поселка Мамадыш и обратно.
Сто тридцать километров вполне достаточно для объективного замера расхода топлива. По условиям соревнований средняя скорость должна быть не менее 65 км/ч. Так вот, лучший среди участников конкурса результат – 22,4 л/100 км, а наибольший расход – 25,5 литра на сотню. Очень хорошо! Во многом, это заслуга нового дизеля КАМАЗ‑910, но велик вклад в экономичность и трансмиссии.
Накат и раскачка
На КАМАЗ‑54901 с 910-м мотором мощностью 450 л. с./2300 Н·м ставят 13-тонный ведущий гипоидный мост Mercedes-Benz Actros с экономичным передаточным числом 2,27. И что важно, флагманские тягачи оснащают только автоматизированной 12-ступенчатой коробкой передач ZF Traхon 12TX2621. Простых механических КП здесь нет.
Роботизированные коробки, по сравнению с «механикой», позволяют держать обороты мотора в «зеленой» зоне. Благодаря отлаженному алгоритму выбора передачи, экономия топлива может достигать 15 %. Автоматизированные коробки ZF Traхon «умнее» и экономичнее, чем прежние «роботы» ZF AsTronic и имеют лучшее быстродействие. С ZF Traхon проще адаптировать под превентивную систему круиз-контроля типа «мерседесовской» Predictive Powertrain Control (PPC).
А еще на семействе ZF AsTronic не было режимов «накат» и «раскачка», а у более современных Traхon они есть. Все коробки ZF Traxon 12TX2621 на КАМАЗ‑54901 поставляли из Германии, но в начале 2022 года планировалось начать их выпуск на СП «ЦФ КАМА» в Набережных Челнах. В дополнение к 9-ступенчатым коробкам Ecomid 9S1310 и 16-ступенчатым семейства Ecosplit моделей ZF 16S2220 и ZF 16S2520. Однако, если глубоко локализованные в России механические коробки ZF оказались маловосприимчивыми к давлению санкций, то проект по «роботам» ZF Traxon пришлось закрыть.
Еще материалы по теме:
Новая кабина и безальтернативный двигатель
Как уберечь от досадных поломок один из самых дорогостоящих агрегатов любой техники – двигатель, и выжать из него максимальный ресурс? Правильно эксплуатировать, использовать качественное топливо и заливать хорошее, проверенное моторное масло.
По каким направлениям ставки на перевозки грузов автотранспортом выросли или снизились сильнее всего для различных типов кузовов
Легкий китайский фургон Foton Toano представлен на российском автомобильном рынке в двух вариантах колесной базы (L2, L3) и высоты кузова (H2, H3)