Автозаводам нужны дизели
Жесткая конкуренция
ГАЗ и УАЗ – два исконно российских производителя автобусов особо малого класса и грузовиков полной массой до 3,5 тонн. Автозаводы с более чем полувековым опытом изготовления тех автомобилей, которые ныне называются «легкие коммерческие транспортные средства» или LCV. Долгие годы – практически безальтернативные лидеры продаж автомобилей в своем сегменте. Но все же бесспорным флагманом здесь был Горьковский автозавод, а УАЗ исторически шел в арьергарде, выпуская или несколько устаревшие автомобили из «газовской» линейки, или создавал достаточно оригинальные модели грузовиков, фургонов и микроавтобусов, но все равно на основе «газовских» узлов и агрегатов. Со временем нерушимые, казалось бы, связи между ними ослабли, а в новейшей российской истории эти два завода являются, мягко говоря, конкурентами.
В девяностых годах прошлого века, при приватизации, каждый из этих автозаводов потерял свое моторное производство. Логистика, выстроенная при СССР, оказалась полностью разрушена. В 2001 году ОАО «ЗМЗ» вошло в состав холдинга ОАО «Северсталь-авто», которое в 2008-м было переименован в компанию «СОЛЛЕРС». В результате Заволжский моторный завод, находящийся в шестидесяти километрах от Нижнего Новгорода, работает на конвейер Ульяновского автозавода. А навстречу моторам ЗМЗ, из Ульяновска с УМЗ, везут двигатели на Горьковский автозавод, это почти 450 километров. Но бестолковые грузоперевозки еще полдела, возили же моторы из Ярославля в Минск и в Кременчуг, а еще из Уфы в Москву.
Парадокс еще и в том, что более современным конструктивно «ГАЗелям» и «Соболям» достались моторы, ведущие свою родословную от ГАЗ‑21, а на древние «буханки» и «головастики» ставят «четверки» с 16-клапанными двухвальными головками. Однако обоим автозаводам нужны дизели. Вспомним, какими моторами комплектовали УАЗы и «ГАЗели» ранее, посмотрим какие двигатели сейчас идут на конвейер в Нижнем и в Ульяновске. И какие перспективы у обоих производителей.
Дизели из Европы
Конструкторы ГАЗа давно присматривались к дизелям. Первый мотор для ГАЗ‑3302 начали выпускать уже в 1995 году, это был лицензионный австрийский Steyr М1, который в Нижнем переименовали в ГАЗ‑560: объем 2,13 литра, два клапана на цилиндр, привод ГРМ – зубчатым ремнем, насос-форсунки с электронным управлением. Атмосферный мотор имел мощность 95 л.с. и 200 Н.м, с турбонаддувом – 110 л.с. и 250 Н.м. Но «австриец» оказался сложным, дорогим в производстве и потому редким мотором. Главная особенность двигателя Steyr M1 – блок цилиндров, объединенный с головкой в моноблок. Это одна отливка, без крепежных шпилек или болтов, без всякого разъема и без прокладки ГБЦ. Снизу к моноблоку десятью болтами М12 прикреплен корпус коренных подшипников коленвала (вал полноопорный), причем эти же болты притягивают и коренные крышки. Сверху моноблока установлен корпус распредвала, привод ГРМ – зубчатым ремнем. Из проблем – коленвал, у которого нет ремонтных размеров, и, вдобавок ко всему, он иногда лопался пополам. Блок было сложно расточить/отхонинговать под ремонтные поршни. Фактически капремонт Steyr неизбежно сопровождался заменой моноблока, коленвала, конечно же, поршней, колец, пальцев, втулок в шатунах, а то и шатунов в сборе. Кроме того, два клапана на цилиндр и узкие коренные шейки ограничивали возможность форсирования двигателя.
В 2008 году производство ГАЗ‑560 прекратили. Кстати, рассказы о том, что этот мотор одинаково легко «везет что с горы, что в гору» при 95 л.с. и 200 Н.м, объясняются применением редуктора главной передачи с «бензиновым» передаточным числом, то есть с большим.
В начале 2000-х начали искать альтернативу ГАЗ‑560/Steyr М1. Наиболее масштабной была установка в 2003 году дизелей IVECO или SOFIM 8140 на 120(!) «ГАЗелей». Характеристики этих моторов: 2,49 литра, 116 л.с./245 Н.м, 8 клапанов, привод ГРМ – зубчатым ремнем, ТНВД и форсунки Bosch. Несколько нижегородских фирм, начиная примерно с 2004 года, устанавливали на «ГАЗели» польский дизель Andoria 4CT‑90: 2,41 литра, 102 л.с/205 Н.м., 8 клапанов, ТНВД и форсунки чешской фирмы MotorPal, привод ГРМ – зубчатым ремнем. Объемы поставок Andoria были невелики, не было ритмичного снабжения запчастями, да и цены не радовали. Опять-таки, счет таких дизельных «ГАЗелей» шел в лучшем случае на сотни.
Сервисный контракт – это договор на регламентное техобслуживание автомобиля. Такую услугу предоставляет уполномоченный дистрибьютор грузовой техники SANY в России компания ODIN Group. Какую пользу получает владелец транспортного средства и как выполняет свои обязательства дилер?
Транспортная компания БСУ‑1 из города Тюмень проводит испытания шин Triangle модели TRD06. Делимся первыми результатами
Премьера грузовика КАМАЗ‑4555 «Атлант 50» состоялась на выставке MiningWorld Russia‑2024. Карьерный самосвал грузоподъемностью 50 тонн предназначен для перевозки скальной и смешанной породы. По этим параметрам новинка схожа с самосвалом-углевозом «Атлант 49», который пришел на смену европейским карьерным грузовикам