Эксплуатация самосвалов FAW
Мнения
Александр Ганцгорн
учредитель ООО «СоникАвто» официального дилера FAW, г. Хабаровск
Большинство продаваемых в нашем дилерском центре автомобилей FAW – самосвалы на трехосных шасси, востребованные в дорожном строительстве. Менее маневренные четырехосные приобретают, как правило, предприятия, работающие на доставке угля – для этого груза важнее вместительность кузова. Официально поставляемые в Россию самосвалы FAW завод собирает с расчетом на тяжелые условия эксплуатации с сильными морозами зимой и постоянными перегрузами. Усиленная конструкция рамы и подвесок трехосных машин без последствий выдерживает нагрузку до 25 тонн. Многие из перевозчиков Хабаровского края, включая «Компанию Ремсталь», владеющую самым крупным парком автомобилей FAW в регионе, ремонтируют автотехнику самостоятельно. И зачастую иных вариантов у них нет, поскольку машины работают на объектах вдали от Хабаровска. Но есть и такие клиенты, которые продолжают приезжать к нам на обслуживание и после окончания срока действия заводской гарантии. Большинство заявок на ремонт, включая гарантийный, связано с заменой относительно недорогих деталей: датчиков системы управления двигателей, шарниров рулевых тяг, а также выполнения плановых ТО. Неизбежно изнашивающиеся детали тормозов и сцепления также заменяем регулярно. Периодически ремонтируем коробки передач. Например, заменяем изношенные синхронизаторы в 12-ступенчатых агрегатах Fast Gear. Замены дорогостоящих деталей и узлов относительно редки.
В настоящее время у нас идет строительство нового сервисного центра по обслуживанию и ремонту автомобилей FAW. Это будет современное, хорошо оснащенное предприятие, отвечающее требованиям стандарта 3S (Sales+Service+Spare parts). Надеемся, что с открытием в нашем регионе централизованного склада запчастей (это заявлено в планах компании «ФАВ–Восточная Европа» – представительства корпорации FAW в России), проблема дефицита деталей заводского качества будет решена. В настоящее время мы вынуждены закупать запчасти у сторонних поставщиков. Благодаря близости Хабаровска к китайскому городу Чанчуню, где сосредоточено производство как самих автомобилей FAW, так и комплектующих к ним, поставка любой детали возможна в течение недели, максимум десяти дней. Но качество таких запчастей нередко ниже, чем оригинальных заводских, поэтому мы организовали собственный входной контроль.
Андрей Михайлов
заместитель директора по механизации ООО «РЦ ПТ СДМ «Компания Ремсталь», г. Хабаровск
Основной профиль работы нашего предприятия строительство дорог и вывоз грунта при подготовке стройплощадок. В парке около семидесяти автомобилей разного назначения и грузоподъемности, а также спецтехника: бульдозеры, экскаваторы, грейдеры и др. Самосвалов 45 единиц; все трехосные, марки FAW. Первую партию из десяти таких автомобилей – модели CA3252 с кабиной J5P – приобрели у официального дилера в 2010 году (машины 2008 года выпуска), и они до сих пор в эксплуатации. Следующая партия самосвалов FAW поступила в парк в 2011 году, а последняя в 2013-м, и это были уже современные машины модели CA3250 с кабиной J6P. Водители новой кабиной, конечно, довольны: по комфортабельности она намного лучше старой. Однако в доработке тоже нуждается. При эксплуатации машины в нашем сибирском климате кабину нужно утеплять. Мы обклеиваем ее изнутри фольгированным пенополиэтиленом – эффект есть. Кроме того, на новых самосвалах с кабиной J6P гораздо ниже, чем на старых, расположен радиатор системы охлаждения, и для защиты его от контакта с грунтом при работе на пересеченной местности мы ставим снизу дополнительный отбойник. При выборе марки самосвалов первостепенное значение имела цена. Автомобили европейских фирм, несмотря на все их достоинства, для нас слишком дороги. По цене одного шведского самосвала можно купить три китайских, что однозначно выгоднее. Кроме того, в нашем регионе запчасти к европейским грузовикам не всегда есть в наличии – как правило, их приходится заказывать и долго ждать доставки. К китайской технике любые детали всегда имеются на складах специализированных поставщиков. Предпочтение конкретно марки FAW было сделано после изучения опыта коллег – их отзывы об этих автомобилях были в основном положительными.
Самосвалы у нас работают, как правило, в круглосуточном режиме с двумя сменными водителями. Обслуживание и ремонт всех автомобилей нашего парка проводим самостоятельно, и нередко в полевых условиях. То есть непосредственно на объекте. Исключение – новая техника, у которой не истек срок заводской гарантии. Ее мы гоняем на ремонт в дилерский сервисный центр. Дорожные и климатические условия на Дальнем Востоке, как правило, экстремальные. Например, довольно длительное время мы строили объект на севере Амурской области, где зимой температура по ночам опускалась до минус 42 градусов. Сроки службы деталей двигателей и прочих узлов в таких условиях сокращаются в разы, поэтому на нескольких самосвалах нам уже приходилось капитально ремонтировать моторы, перебирать коробки передач. Не меньшее влияние на долговечность техники оказывает и человеческий фактор: у аккуратных водителей, работающих в нашей компании не один год, машины попадают в ремонт нечасто, и, как правило, замены тех или иных деталей носят плановый характер. Если же машине с водителем не повезло, то неизбежен преждевременный износ, поломки, дополнительные расходы на запчасти и экономические потери из-за простоя техники в ремонте. Запаса прочности ходовой части самосвалов FAW, как правило, достаточно для работы со штатной нагрузкой, и даже с перегрузом. Усиливать приходится лишь рессоры передней подвески, добавляя в них по два листа, и кузов, приваривая к его днищу дополнительные листы стали толщиной
8 мм. В заводском варианте кузов китайского производства рассчитан на мягкий грунт, нам же приходится возить чаще скальный, и падение крупных камней неизбежно вызывает деформацию днища. Задняя подвеска нареканий не вызывает. Заменять листы ее рессор если и приходится, то очень редко. В рулевом управлении периодически заменять приходится в основном шарниры рулевых тяг. Бывают случаи поломки сошки рулевого механизма. По-видимому, от контакта с крупными камнями на пересеченной местности. Детали тормозов в наших условиях эксплуатации служат долго – машины работают, как правило, вне дорог и на коротком (обычно около 5 км) плече, двигаясь на низкой скорости. Долговечность узлов трансмиссии зависит как от водителя (у хороших сцепление служит
по 80-100 тыс. км, у прочих гораздо меньше), так и от года выпуска автомобиля. На самосвалах FAW первых выпусков слабым местом был межосевой дифференциал среднего моста, так называемый «поросенок». С 2011 года этот узел стал заметно надежнее.
Специфическая особенность эксплуатации самосвалов на скальном грунте непредсказуемый срок службы шин. У неопытного водителя, не умеющего объезжать острые камни, новая, только что смонтированная шина может прослужить всего одну рабочую смену. Поэтому наш выбор модели шин прост: как можно дешевле. И даже недорогие китайские шины отнюдь не самый выгодный вариант. Начиная с 2011 года на самосвалы FAW устанавливают 22,5-дюймовые колеса с бескамерными шинами. Мы предпочитаем сразу переобувать новую машину, устанавливая колесные диски старого образца – 20-дюймовые с запорными кольцами. А шины покупаем камерные, российского производства. Серьезная проблема при эксплуатации китайских грузовиков нестабильное качество запчастей. Детали, установленные на автомобиль на сборочном заводе, как правило, наиболее долговечны. Но купить точно такие же детали у поставщиков запчастей практически невозможно, и поставленные на замену служат гораздо меньше. Иногда партия тех или иных запчастей оказывается вполне приемлемой по качеству, но в следующий раз те же самые детали у того же поставщика могут быть заметно хуже. В последнее время мы полностью отказались от китайских фильтров, заменяемых при ТО, и вместо них приобретаем европейские. В частности, топливный. Результат – ни одного случая выхода из строя форсунок системы Common Rail. А раньше были. Качество оригинального масляного фильтра FAW нас также не устраивает. Вскрытие показало, что он свободно пропускает масло в обход шторы.
Официально поставляемые на российский рынок прицепы бренда KAILE аналогичны по техническим характеристикам и комплектации популярным моделям европейских брендов.
Журнал «Рейс» и компания «БетонТехСтрой» начали совместный проект по оценке качества и ресурса моторного масла LUBRIGARD FLEETMAX PRO CNG LA 10W‑40, предназначенного для автомобильной и специальной техники, работающих на газовом топливе
Группа компаний «GROSS», основываясь на длительном опыте взаимодействия с крупными логистическими компаниями, прицельно развивает направление продаж шторных полуприцепов.