95 лет «За рулем»: 1965-1966 годы
Год 1965
Ежедневно с погрузочной площадки Уральского автозавода в Миассе отправляются новые автомобили для народного хозяйства страны. Недавно на предприятии начат серийный выпуск автомобиля новой модели – «Урал-375». Это трехосный грузовик, способный брать до 7,5 тонны груза и буксировать четырехосный прицеп грузоподъемностью до 10 тонн.
Совершено новый «Запорожец» – ЗАЗ-966, разработанный заводом «Коммунар», прошел государственные испытания и рекомендован к производству.
Параллельно с основной моделью конструкторы работали над ее модификациями – микрогрузовиками.
ЗАЗ-969 – автомобиль грузоподъемностью 250 кг – предназначен для села. Ему не страшны ни зимний гололед, ни весенняя распутица: у машины передние и задние ведущие колеса. Максимальная скорость 70 км/час, на 100 км она расходует 9 литров топлива.
ЗАЗ-970 представляет собой трехдверный фургон для внутригородских перевозок. Расход топлива 7,5 литров на 100 км.
В апрельском выпуске журнала рассказ о новом городском автобусе ЛиАЗ-677. Ликинский автобусный завод построил первый городской автобус большой вместимости. Идет подготовка к его серийному производству. О новом автобусе рассказывает заместитель главного конструктора завода Е. Майоров.
Широкие входные и выходные двери, каждая из которых одновременно пропускает двух пассажиров, низко расположенные подножки, большие накопительные площадки у дверей, широкий центральный проход между сиденьями, размещенными в три ряда по длине салона, — все это сделано для удобства пассажиров.
А автобусе установлен V-образный восьмицилиндровый карбюраторный двигатель ЗИЛ-375 рабочим объемом 7 л. он развивает мощность 180 л. с. Главная особенность трансмиссии – гидромеханическая коробка передач… Передачи переключаются автоматически в зависимости от скорости движения автобуса при помощи центробежного регулятора, блока золотников и фрикционной муфты сцепления, состоящей з шести металлокерамических дисков. Важную роль в создании удобств играет пневматическая подвеска колес. Шоферу станет легче работать благодаря гидроусилителю руля.
Венгерский тягач последнего образца – в рубрике «Техника за рубежом».
В 1964 году на заводе «Икарус» началось серийного производство седельного тягача «Чепель Д705Н» и нескольких видов полуприцепов к нему грузоподъемностью от 10 до 15 тонн. На тягаче установлен шестицилиндровый форкамерный двигатель с водяным охлаждением. Рабочий объем – 8276 см3, диаметр цилиндров – 112 мм, ход поршня – 140 мм. Мощность 145 л. с. при 2300 об/мин, а максимальный крутящий момент (50 кгм) достигается при 1400 об/мин.
Для повышения безопасности движения пневматическая тормозная система тягача выполнена с независимым приводом тормозов передней и задней осей. Сфера применения тягача «Чепель Д705Н» широка: венгерская промышленность выпускает для него большой ассортимент полуприцепов, специализированных для самых различных грузов.
«На конвейере вездеход» – так называется статья, опубликованная в майском номере журнала., в которой инженеры Горьковского автозавода Жадаев и Заворотный рассказывают о новом грузовике ГАЗ-66. Двухосный, повышенной проходимости, с приводом на обе оси, грузоподъемностью 2 тонны заменит широко известный ГАЗ-63. У нового автомобиля более высокая проходимость, лучшая динамика, устойчивость.
Компоновка автомобиля выполнена по схеме «кабина над двигателем». Благодаря этому вес распределяется по осям приблизительно поровну. Это очень благоприятно сказалось на проходимости. На новом автомобиле установлен V-образный 8-цилиндровый двигатель мощностью 115 л. с. с крутящим моментом 29 кгм.
На автомобиле применены очень «мягкие» рессоры и амортизаторы в передней и задней подвесках. В сочетании с мощным двигателем и шинами увеличенного профиля 12,00-18 они позволяют двигаться по разбитым дорогам со скоростью в полтора-два раза большей, чем это было доступно автомобилю ГАЗ-63.
Про грузовики, серийный выпуск которых начался в самое последнее время или вскоре начнется, рассказ в статье «Автомобили сегодняшнего дня», опубликованной в журнале «За рулем» № 8.
Уральский автомобильный завод приступает к серийному производству новых автомобилей «Урал-377», предназначенных для перевозки самых разнообразных грузов по всем дорогам. Эта базовая модель целого семейства имеет грузоподъемность 7500 кг. модификацией автомобиля «Урал-377» является седельный тягач «Урал-377 С», буксирующий полуприцеп. Общая грузоподъемность автопоезда – 14 500-15 000 кг.
Серийный выпуск автопоезда общего назначения, состоящий из тягача МАЗ-504 и полуприцепа МАЗ-5245, начнется в 1965 году. Грузоподъемность автопоезда, предназначенного для перевозки самых разнообразных грузов, 14 000 кг при собственном весе в снаряженном состоянии 10 000 кг. Мощность V-образного дизеля ЯМЗ-236 – 180 л. с. при 2100 об/мин.
Автопоезд в составе седельного тягача КАЗ-608 и полуприцепа КАЗ-717 пришел на смену автопоезду КАЗ-606 – ОдАЗ-885. Достоинства нового тягача: грузоподъемность, увеличенная с 8000 до 11 500 кг, бензиновый V-образный четырехтактный двигатель ЗИЛ-130, более мощный и экономичный, чем прежний.
Очередная новинка – полуприцеп-фургон ОдАЗ-794, предназначенный для работы на междугородных линиях с тягачами ЗИЛ-130В и КАЗ-608. Емкость кузова 29 м3. Изготавливает полуприцеп Одесский автосборочный завод.
Кременчугский автомобильный завод выпускает самосвал КрАЗ-256 грузоподъемностью 12 тонн, предназначенный для перевозки строительных и карьерных сыпучих грузов.
Это лишь несколько моделей из обширного типажа, который осваивает наша автомобильная промышленность. Нет сомнения, что уже будущий год принесет нам много нового и интересного в этой области.
Ульяновский автомобильный завод приступает к серийному производству машин нового семейства. В 9-м номере журнала ведущие работники завода рассказывают о преимуществах УАЗ-452 по сравнению с предшественниками.
Александр Иоффе, главный инженер
У автомобилей УАЗ-452 по сравнению с УАЗ-450 повышены динамические качества, улучшены экономические показатели и условия работы водителя, повышена долговечность.
Первая серия автомобилей будет выпущена в конце этого года. В будущем году должны выйти на трассы автобусы УАЗ-452В того же семейства, предназначенные для межрайонных рейсов, обслуживания нефтепромыслов, изыскательских партий – в общем для работы на дорогах с любым покрытием.
Евгений Захаров, начальник производства
Освоение новой продукции немыслимо без расширения производственных мощностей. Мы недавно пустили в эксплуатацию инструментальный цех, должны закончить вторую очередь литейного цеха ковкого чугуна. Дальше будут воздвигнуты цеха серого чугуна, второго прессового, второго механического. Эти, казалось бы, внутризаводские дела дадут большой результат, который ощутимо скажется в масштабах нашего народного хозяйства и даже за рубежом, так как продукция нашего завода идет не в один десяток стран.
Анатолий Ромачев, начальник бюро надежности
Невозможно создавать новые автомобили, не думая о долговечности и надежности в работе отдельных узлов и механизмов и машины в целом. Некоторые мероприятия по повышению надежности м осуществили уже на автомобилях УАЗ-451. Очень много для повышения надежности и долговечности предусмотрено в самой конструкции автомобилей УАЗ-452. Например, возможность отключения переднего моста продлевает срок его службы в полтора-два раза.
В 11-м номере журнала подробный рассказ о новом семействе грузовиков «Урал-377». Автор – инженер Миасского автозавода Ю. Мидзяев.
«Урал-377» – это трехосный бортовой автомобиль повышенной проходимости, грузоподъемностью 7,5 тонны с колесной формулой 6х4. Новый автомобиль является базовой моделью семейства. В него входит седельный тягач «Урал-377С» и самосвал «Урал-377В». взамен грузовой платформы на шасси тягача установлено опорно-сцепное устройство типа МАЗ-200В.
Двигатель тот же, что и у «Урала-375». V-образный карбюраторный восьмицилиндровый мощностью 180 л. с. при 3200 об/мин.
Год 1966
В первом номере нового года материал «Великаны автотрасс» о продукции Челябинского завода автотракторных прицепов. Наиболее распространенный прицеп – 20-тонный ЧМЗАП-5203В.
На нем можно перевозить экскаваторы, бульдозеры и другие машины, которые перебрасывают с одной стройплощадки на другую. Его можно буксировать по дорогам с твердым покрытием со сравнительно большой скоростью – 50 км/час. По грунтовым дорогам 20-тонный прицеп идет со скоростью 25 км/час.
40-тонный прицеп ЧМЗАП-5208 конструктивно напоминает 20-тонный с той, однако, разницей, что каждая из его трех осей опирается на восемь колес, таких же, как у автомобиля ЗИЛ-164. Тормозная система такая же, как и у 20-тонного прицепа, – пневматическая, с приводом на все колеса. Вес прицепа 11760 кг, а максимальная скорость 40 км/час.
Четырехосный прицеп ЧМЗАП-5212 можно смело сравнить с железнодорожным вагоном – его грузоподъемность 60 тонн. Он опирается на32 колеса, поставленные в четыре ряда. Прицеп оборудован колесными гидравлическими тормозами с заклинивающими колодками плавающего типа.
В апрельском номере читаем статью «Для самых массовых грузов».
Основные модели современных массовых автомобилей для народного хозяйства должны сочетать в себе следующие качества: мощный двигатель, большая грузоподъемность, способность буксировать тяжелые прицепы. Такие машины разработаны на Московском заводе имени Лихачева – семейство ЗИЛ-133.
Базовая модель – трехосный автомобиль с колесной формулой 6х4 (две задние оси – ведущие) грузоподъемностью 8 тонн. Общий вес автопоезда, который можно составить с этим автомобилем 25-27 тонн…, а современный двигатель обеспечит необходимые средние скорости движения.
Для нового автомобиля завод разрабатывает три разновидности шасси – укороченной, нормальное и удлиненное. На базе укороченного будут выпускать седельный тягач ЗИЛ-133В, самосвал для строительных грузов ЗИЛ-133Д, А на базе нормального и удлиненного – автомобили ЗИЛ-133 и ЗИЛ-133Г с обычными грузовыми платформами. Еще один член семейства – сельскохозяйственный самосвал ЗИЛ-133Б.
Двигатель по основным агрегатам унифицирован с двигателем ЗИЛ-375, устанавливаемым на грузовики «Урал-375» и «Урал-377». У него восемь V-образно расположенных цилиндров. Рабочий объем – 7 литров, мощность 220 л. с., крутящий момент 52 кгм. Для двигателя необходимо топливо с октановым числом 84-86.
БЕЛАЗ – на обложке майского номера «За рулем»
На страницах номера продолжение статьи «Для самых массовых грузов», опубликованной в предыдущем номере.
А на обложке журнала, вышедшего в июле – конвейер Горьковского автозавода
В этом же номере краткое сравнение автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-53Ф
«За рулем» № 9.
В 1963 году с конвейера Кременчугского автозавода сошел КрАЗ-256 с 6-цилиндровым двухтактным дизелем. А теперь в Кременчуге создан новый автомобиль, еще более мощный. Это КрАЗ-256Б грузоподъемностью 12 тонн. Конструкторы сочли возможным временно сохранить для него двигатель ЯМЗ, в дальнейшем мощность мотора будет доведена до 240 л. с.
Зимой прошлого года на дорогах Якутии появилась колонна грузовиков с табличкой «Испытания». Это первые образцы ГАЗ-53С отправились держать экзамен в глубь Сибири и на Крайний Север.
ГАЗ-53С – первая модель, специально предназначенная для Севера. Эти автомобили были оборудованы безламповым пусковым подогревателем и заправлены антифризом. Это обеспечило быстрый прогрев холодного двигателя после ночной стоянки на морозе. Пришлось значительно улучшить термоизоляцию кабины: пол, двери, крыша щиток передка и задняя стенка были обиты листовым поролоном и стегаными ватниками. Кроме того, в ногах установили дополнительный отопитель.
Сегодня, когда ЗИЛ, ГАЗ, УАЗ и другие автозаводы провели основные приемочные испытания, вопрос о том, когда Север получит совершенные автомобили, зависит от того, насколько быстро будет организовано производство специальных масел, морозостойких резиновых изделий и электрооборудования, шин, тормозных жидкостей, антифриза, а также специального оборудования, работоспособных при температуре минус 60 градусов.
Новый могилевский автомобиль МоАЗ-522 в последнем номере года. Это первая машина, выпущенная на недавно созданном автомобильном заводе имени С. М. Кирова.
МоАЗ-522 – самосвал, который будет трудиться на стройках и карьерах страны. Его грузоподъемность 18 тонн, а емкость кузова 10 м3. 240-сильный дизель ЯМЗ-238 позволяет развивать максимальную скорость в 50 км/час. Причем два ведущих моста, шины с развитыми грунтозацепами и эластичная подвеска дают возможность сохранять высокую скорость и на бездорожье. Сейчас могилевский силач проходит испытания.
Читайте также:
Официально поставляемые на российский рынок прицепы бренда KAILE аналогичны по техническим характеристикам и комплектации популярным моделям европейских брендов.
Журнал «Рейс» и компания «БетонТехСтрой» начали совместный проект по оценке качества и ресурса моторного масла LUBRIGARD FLEETMAX PRO CNG LA 10W‑40, предназначенного для автомобильной и специальной техники, работающих на газовом топливе
Группа компаний «GROSS», основываясь на длительном опыте взаимодействия с крупными логистическими компаниями, прицельно развивает направление продаж шторных полуприцепов.