Почему горят моторы и как их тушить
Четверть века на борьбе с огнем
Группа компаний «ЭПОТОС» поставляет автоматические системы обнаружения и тушения пожаров (АСОТП) на заводы, производящие городской пассажирский транспорт, с 2009 года. За это время на предприятия России и Беларуси поставлено около 50 000 комплектов. АСОТП для защиты автобусов группа компаний «ЭПОТОС» поставляет как не только в РФ, но и в Австралию, Финляндию, Чехию, Германию и Китай.
Имея более чем 25-летний опыт разработки и производства средств и систем пожаротушения различного назначения, сегодня компания входит в число ведущих мировых производителей пожарного оборудования и готова удовлетворить любые запросы заказчиков по противопожарной защите самых разных объектов.
Практика применения и обслуживания систем пожаротушения транспортных средств различных типов, а также анализ пожаров и потушенных возгораний, свидетельствуют о том, что основной причиной пожаров является повреждение топливных магистралей двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Кроме того, возгорание возникнуть из-за неисправности или повреждения трубопроводов эксплуатационных жидкостей (жидкость гидроусилителя руля, охлаждающие жидкости на основе растворов этиленгликоля, моторные, трансмиссионные масла и консистентные смазки).
Например, в 2008 году было два случая отзыва автомобилей из-за опасности воспламенения жидкости в гидроусилителе руля. В феврале 273 000 машин Honda Acura были отозваны потому, что длительные высокие температуры под капотом могли привести к преждевременному износу шланга ГУР, образованию трещин и утечке жидкости. В сентябре были отозваны 42 408 автомобилей GM Saturn. Причина – гайка, соединяющая насос жидкости гидроусилителя руля с бачком, может ослабнуть, что приведет к утечке и воспламенению. При разрыве или повреждении трубопроводов (например, гидроусилителя руля) жидкость попадает на коллектор, происходит возгорание с последующим распространением на весь двигатель.
Основной проблемой пожаров автомобилей, работающих на газомоторном топливе, является наличие баллонов с метаном, хранящимся под давлением до 200 атм. И даже в случае, если пожар произошел по причине возгорания других систем автомобиля (трубопроводов эксплуатационных жидкостей), тепловое воздействие на газовые баллоны может привести к катастрофическим последствиям.
Необходимо отметить высокое качество газобаллонного оборудования и его конструктив. Например, вентили ГБО имеют встроенный скоростной клапан на выходе из баллона для перекрытия канала выхода газа в случае аварийного обрыва трубопроводов, а также предохранительный пожарный клапан, который срабатывает при пожаре, когда температура повысится до 120 °С. Плавкая вставка расплавляется, давление газа разрывает мембрану и сбрасывается в атмосферу, тем самым защищает баллон от разрыва.
Это значит, что в случае пожара и теплового воздействия на газовый баллон предохранительные устройства начнут сбрасывать метан под давлением 200 атмосфер, метан воспламенится и на месте возгорания возникает эффект газовой горелки, тушить которую нельзя. Если этот факел потушить, произойдет загазованность территории, что при малейшей искре приведет к взрыву.
Клапан предохранительный пожарный
1 – упор мембраны
2 – шайба
3 – прижим
4 – мембрана
5 – проставка легкоплавкая
6 – опора мембраны
Для предотвращения теплового воздействия на газобаллонное оборудование возможны два варианта:
1 – ликвидация пожара в начальной стадии (например – автоматическими системами пожаротушения автомобиля);
2 – тушение пожара автомобиля силами и средствами подразделений МЧС. В том числе, подачей большого количества воды на охлаждение газовых баллонов (до 15 л/с. СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные»).
Аэрозоль или порошок?
При выборе средств тушения автомобилей с газомоторным топливом необходимо помнить, что генераторы огнетушащего аэрозоля (ГОА) применять на данных автомобилях нельзя – огнетушащий аэрозоль является продуктом сгорания твердотопливной шашки, а температура на выходе из любого ГОА составляет около 400 °С. Таким образом, в случае повреждения газобаллонного оборудования и создания в подкапотном пространстве взрывоопасной концентрации газа без возникновения пожара, ГОА при ручном запуске (например, если испуганный водитель принудительно включил генератор «Допинг») сам может стать причиной пожара (взрыва). В связи с этим специалисты компании «ЭПОТОС» рекомендуют защищать данные автомобили порошковыми средствами тушения (МПП «Буран»).
28 августа 2019 года на площадке автомобильного завода «Урал» в городе Миасс Челябинской области были проведены огневые испытания систем пожаротушения группы компаний «ЭПОТОС» на автомобилях «Урал» с капотной и бескапотной кабинами. В моторные отсеки устанавливали стальные противни, заполненные смесью опилок и бензина. После поджигания крышку капота (кабину у «бескапотника») опускали. Система должна была сработать в автоматическом режиме от линейного температурного датчика. В качестве блока контроля и управления было использовано простейшее полуавтоматическое устройство пуска средств пожаротушения УПСП 24.02 Т.
Это устройство позволяет:
– контролировать состояние шлейфа пуска средств тушения на обрыв;
– контролировать наличие питания системы тушения;
– осуществлять автоматический пуск средств тушения при срабатывании линейного температурного датчика;
– осуществлять пуск средств тушения нажатием кнопки водителем (оператором).
Для бескапотного автомобиля были установлены модули порошкового пожаротушения «Буран-7КДТН» с трубной разводкой. Выбор порошковой системы тушения был обусловлен тем, что при такой компоновке автомобиля моторный отсек не герметичен. Кроме того, по просьбе конструкторов автозавод «Урал» имитировался розлив топлива под моторным отсеком. Потушить такой пожар можно только порошковыми составами.
Для бескапотного автомобиля, в дополнение к противням, установленным в самом моторном отсеке, под отсеком был создан пролив бензина в количестве 1,5 литра на грунт. Размер очага 1,0 х 1,0 м. По результатам испытаний были созданы комплекты защиты, согласованные с конструкторами АЗ «Урал». Ранее, в 2017 году подобные работы и испытания проводились на автомобиле КАМАЗ.
Официально поставляемые на российский рынок прицепы бренда KAILE аналогичны по техническим характеристикам и комплектации популярным моделям европейских брендов.
Журнал «Рейс» и компания «БетонТехСтрой» начали совместный проект по оценке качества и ресурса моторного масла LUBRIGARD FLEETMAX PRO CNG LA 10W‑40, предназначенного для автомобильной и специальной техники, работающих на газовом топливе
Группа компаний «GROSS», основываясь на длительном опыте взаимодействия с крупными логистическими компаниями, прицельно развивает направление продаж шторных полуприцепов.