«Туламашзавод» – от подковы до ракетного комплекса
Из Фроловской слободы на Красную площадь
Тульский машиностроительный завод находится на историческом месте – во Фроловской слободе, издавна известной своими мастерами. Легендарный Левша жил и трудился именно там. В 1879 году был создан Байцуровский завод, выпускавший разнообразные изделия из чугуна и меди. В 1912 году предприятие вошло в состав Императорского Тульского оружейного завода. Летом 1939 года завод стал самостоятельным предприятием машиностроительного профиля – Тульский станкостроительный завод, ныне «Туламашзавод».
На протяжении своей истории завод известен и в России, и за рубежом как оборонной, так и гражданской продукцией. В период Великой Отечественной войны ТМЗ выпускал пулеметы «Максим» и авиационные пулеметы ШКАС, авиационные пушки и минометы калибра 120 и 160 мм. Кроме того, завод долгое время выпускал станки для металлообработки. Сегодня «Туламашзавод» – головное предприятие одного из крупнейших российских оборонных холдингов. С основной продукцией завода проще всего познакомиться на парадах, проводимых Вооруженными Силами и Военно-морским Флотом России.
Предприятие выпускает стрелково-пушечное вооружение калибра 23 и 30 миллиметров для бронемашин, самолетов и вертолетов, систем ПВО, морских кораблей различных типов и классов. Зенитная самоходная установка «Тунгуска», а также уникальные зенитные ракетно-артиллерийские комплексы «Каштан» и «Пальма», новейшая АК-630М-2 «Дуэт» – это тоже продукция ТМЗ. Кроме того, на протяжении четверти века «Туламашзавод» выпускает широкую гамму высокоточных противотанковых снарядов, управляемых по лучу лазера.
Что может быть общего у российского «Туламашзавода» с чешской компанией ČZ, с британскими Enfield и BSA, с бельгийской FN и со шведской Husqvarna? Их объединяет производство высококлассного артиллерийского вооружения и… мотоциклов. Казалось бы, между конструкцией пушки и мотоциклом огромная пропасть. Но исторически так сложилось, что производством двухколесной техники часто занимались именно оружейники, а не производители панцирных кроватей. Конечно, во главе угла у таких компаний всегда стояло оружие, а дочерние предприятия мотоциклетного профиля расцветали в послевоенный период, когда спрос на вооружение резко падал.
После окончания Второй мировой войны, уже в период 1946-1947 годов, в СССР открылось сразу несколько мотопроизводств: в Коврове, на заводе имени Дегтярева, в Ижевске на машиностроительном заводе, а также в Минске и в Киеве. Мотоциклы «Ковровец» и «Иж» как раз и делали оружейники. Благодаря высокому качеству, привычному для производителей вооружения, выверенной технологической дисциплине советские мотоциклы быстро обрели популярность в стране и хорошую репутацию.
Звезда экрана
В середине 50-х годов в Советском Союзе начали осваивать и новую мототехнику – мотороллеры. Целевым правительственным постановлением их разработкой и производством было поручено заняться еще двум оружейным предприятиям – Тульскому и Вятско-Полянскому машиностроительным заводам. Каждый из этих заводов пошел своим путем, взяв за основу разные иностранные модели. Так в СССР появились «Тула Т-200» и «Вятка ВП-150». Первый мотороллер «Тула Т-200» ТМЗ выпустил в 1957 году. Он у туляков получился мощнее и надежнее, чем вятский вариант итальянской Vespa. А еще он лучше защищал экипаж от ветра и грязи, правда «Вятка» была чуть изящнее…
В 1961 на ТМЗ освоили и трехколесную грузовую версию ТГ-200, которая везла больше груза, чем аналогичная «Вятка МГ-150»: 320-340, а не 250 кг. И опять-таки, даже с такой нагрузкой ТГ-200 была надежнее. При этом грузовую версию «Тулы ТГ-200» выпускали в значительно больших объемах, чем «Вятку МГ-150». Потому грузовая «Вятка» сейчас – настоящий раритет, а трехколесную «Тулу» и поныне можно встретить вполне живой, в деревнях и селах.
О популярности тульского мотороллера ТГ-200 можно вспомнить, пересматривая советские фильмы: «Мама вышла замуж» с юным Колей Бурляевым и Олегом Ефремовым, грузинский комедийный сериал о трех дорожных рабочих, гайдаевскую «Операцию «Ы»… Трехколесная «Тула» постоянно попадается в кадрах советской кинохроники, а теперь без нее не обошлись и создатели фильма о Чебурашке. Получается, грузовая «Тула» еще и знаковый персонаж в нашем кинематографе.
С годами модельный ряд тульских мотороллеров менялся – появились «Турист», затем «Тулица», а в конце 60-х годов свое имя обрел и «грузовик» – «Муравей». В лучшие времена выпускали около 100 тысяч «Муравьев» в год или до 85 % от общего выпуска мотороллеров. Однако в 1996 году из-за экономической ситуации в России ТМЗ прекратил выпуск мототехники.
Читайте также:
Будут ли в России электрические грузовики?
Официально поставляемые на российский рынок прицепы бренда KAILE аналогичны по техническим характеристикам и комплектации популярным моделям европейских брендов.
Группа компаний «GROSS», основываясь на длительном опыте взаимодействия с крупными логистическими компаниями, прицельно развивает направление продаж шторных полуприцепов.
Покупка шин – одна из самых затратных статей любого автотранспортного предприятия или эксплуатирующей организации. От их характеристик, качества и ресурса зависит эффективность перевозок. При выборе шин во главу угла ставится стоимость километра их пробега